Лессинг Готхольд Эфраим

Лессинг Готхольд Эфраим
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Об авторе:

Родился 22 января 1729 года в городе Каменц, Саксония. Был третьим ребёнком в семье каменцского архидиакона Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи, урождённой Феллер. Начальное образование получил от своего отца, стоявшего на позициях лютеранской ортодоксии, и уже в возрасте пяти лет был в состоянии читать Библию и составленный его отцом катехизис. Совершенно иной взгляд на вещи дали ему частные уроки его родственника Кристлоба Милиуса, с которым в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. Посещал латинскую школу и с 1741 года - престижную земельную школу св. Афры в Майсене, изучая, прежде всего, древние языки и античную литературу; к этому периоду относятся первые литературные опыты Лессинга.
В 1746 году поступил в Лейпцигский университет, изучая по желанию отца богословие. Под влиянием Милиуса он, однако, быстро обратился к поэзии и театру. Здесь сочинил свои первые драматические произведения «Дамон» и «Молодой учёный», причём благодаря знакомству с Фредерикой Каролиной Нойбер уже в 1748 году частично автобиографическая комедия «Молодой учёный» была поставлена на театральной сцене.
Забросив богословие, с 1748 года изучал медицину, но уже спустя несколько месяцев перешёл в Виттенбергский университет, чтобы в ноябре того же года переехать в Берлин, где начал журналистскую карьеру.
В Берлине, среди прочего, был рецензентом газеты. В 1750 году состоялась его встреча с Вольтером. В 1751-м вновь сосредоточился на учёбе в Виттенберге (на этот раз на философском факультете), закончив её в апреле 1752 года магистерской диссертацией, посвящённой Хуану Уарте.
Возвратившись в ноябре 1752 года в Берлин, вновь полностью окунулся в культурную жизнь прусской столицы, обзаведясь знакомством с Рамлером, Николаи, Клейстом и Зульцером, а также заключил дружбу с Мозесом Мендельсоном. С 1754 по 1758 годы под его авторством в издательстве Кристиана Фридриха Фосса выходил журнал «Театральная библиотека».
С октября 1755 года стеснённый в средствах жил в Лейпциге, познакомившись с Глеймом, Клопштоком и Экхофом, и в следующем году в качестве ментора сопровождал Кристиана Готфрида Винклера в его образовательном путешествии по Европе, которое, однако, было прервано с началом Семилетней войны. Вернувшись в 1758 году в Берлин, совместно с Николаи и Мендельсоном, издал «Письма, касающиеся новейшей литературы». В 1760 году Лессинг был избран иностранным членом Берлинской академии наук.
Находясь в сложном финансовом положении, с ноября 1760 до марта 1765 года был вынужден занять пост секретаря прусского генерала Тауэнцина в Бреслау. Хотя, как кажется, трудности военного времени и связанные с должностью обязанности сильно тяготили Лессинга, этот опыт был одним из источников вдохновения для написания «Минны фон Барнхельм», особенно что касается характера Тельхайма.
После очередного двухлетнего пребывания в Берлине, где был написан программный труд «Лаокоон», смог, наконец, в 1767 году подписать трёхлетний контракт с Гамбургской антрепризой, известной также как Гамбургский национальный театр, - попыткой Абеля Зайлера, следуя идеям Хольберга, организовать первый национальный театр Германии. В сентябре 1767 года здесь состоялась премьера его «Минны фон Барнхельм», считающейся одним из важнейших театральных произведений немецкого Просвещения.
В качестве драматурга гамбургского театра Лессинг состоял в тесном контакте с Фридрихом Людвигом Шрёдером, Карлом Филиппом Бахом, Иоганном Фридрихом Лёвеном и пастором Иоганном Мельхиором Гёце, который позднее, в 1770-х годах был главным оппонентом Лессинга в нашумевшем теологическом «Споре о Фрагментах».
Кроме того, Лессинг был дружен с семьями Реймарус и Кёниг, при этом он познакомился со своей будущей женой Евой Кёниг и её первым мужем Энгельбертом Кёнигом, скончавшимся в 1768 году. Из дружеской поддержки овдовевшей Евы Кёниг со стороны Лессинга вскоре родилось более глубокое чувство, оформленное помолвкой в 1771 году; свадьба, однако, состоялась лишь в 1776 году из-за неурегулированных вопросов наследства.
После неожиданного банкротства Абеля Зайлера в 1769 году Лессинг вновь оказался на распутье: его попытки получить должности в театрах Вены, Берлина, Дрездена или Мангейма оказались неудачными. Главным плодом гамбургского периода, помимо «Минны Барнхельм», стал сборник «Гамбургская драматургия», в котором Лессинг в ряде критических статей пытается заново определить сущность и место драматического искусства.
Желая получить гарантированный заработок, в мае 1770-го занял место придворного библиотекаря в знаменитой библиотеке в Вольфенбюттеле, которой в 1691-1716 годах руководил Лейбниц. Первейшей обязанностью нового библиотекаря стала каталогизация фондов значительно разросшейся библиотеки, что, учитывая библиофильство Лессинга, едва ли было невыполнимой задачей; с другой стороны, в провинциальном Вольфенбюттеле, где ему довелось прожить свои последние годы, он всё более чувствовал себя изолированным. В этой связи характерно его высказывание, что «библиотекарь принёс в жертву писателя».
Видимо, пытаясь сохранить контакт с гамбургским обществом, в октябре 1771 года Лессинг вошёл в члены гамбургской масонской ложи нем, будучи посвящён сразу во все три ступени. Оставался членом ложи вплоть до 1780 года, но её собрания более не посещал. В целом, Лессинг высоко оценивал идею масонского движения, что выразилось в труде «Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов», написанного в 1778-1780 годах. Вместе с тем открыто критикует реальное состояние немецких лож с их многочисленными пороками и недостатками; главное, чем следует заниматься масонам, - это обеспечение свободного поиска истины.
В качестве библиотекаря Лессинг получил право безцензурного издания, и с 1773 года был издателем и главным автором журнала нем. Начиная с 1774 года, опубликовал здесь семь снабжённых собственными комментариями так называемых «Фрагментов неизвестного» (в действительности - выдержки из «Апологии, или защиты разумных почитателей Бога» Реймаруса), которые вызвали ожесточённую теологическую полемику и в 1778 году привели для Лессинга к запрету высказываний на религиозную тематику.
В 1775 году работа в Вольфенбюттеле была прервана рядом продолжительных поездок по Европе: в Вену - к Еве Кёниг с последовавшей аудиенцией у императора Иосифа II и в Италию - в качестве ментора брауншвейгского принца Леопольда.
Давно желанная свадьба с Евой Кёниг, состоявшаяся в октябре 1776-го под Гамбургом, окончилась трагедией. Сын Траугот, появившийся на свет 24 декабря 1777 года, умер уже на следующий день, за ним 10 января следующего года скончалась и Ева Кёниг.
С 1779 года здоровье Лессинга всё более ухудшалось. В конце января 1781 года на пути из Вольфенбюттеля в Брауншвейг страдавший от приступов астмы он получил воспаление лёгких, и скончался 15 февраля.

Дополнительная информация об авторе:
Материал из Википедии
Книги автора
Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. (1883)
Лессинг Г.Э. Драмы. (1972)
Лессинг Г.Э. Евреи. (1877)
Лессинг Г.Э. Избранное. (1980)
Лессинг Г.Э. Избранные произведения. (1953)
Лессинг Г.Э. Клад. (1788)
Лессинг Г.Э. Мис Сара Сампсон. (1877)
Лессинг Г.Э. Молодой ученый. (1765)
Лессинг Г.Э. Собрание сочинений Лессинга. (1904)
Лессинг Г.Э. Сочинения Лессинга. (1882-1883)

Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. (1788)
Читать далее

Книги