Леви-Строс Клод
Клод Леви-Строс (1908-2009) - французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог. Создатель собственного научного направления в этнологии - структурной антропологии и теории инцеста, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук.
Краткая биография:
Родился 28 ноября 1908 года в столице Бельгии, Брюсселе, в еврейской семье. Отец - Реймон Леви-Стросс, был художником-портретистом.
В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать - Эмма Леви - вернулась к родителям, и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах он вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда - композитора Исаака Стросса (Штраусса; 1806-1888), родом из Эльзаса.
Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. В то время находился под влиянием марксизма.
После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей - через познание жизни, как антрополог в поле, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» - в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус отправился в Бразилию, где вскоре стал профессором университета в Сан-Паулу. После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях рассказал в книге «Печальные тропики».
После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже, из-за его еврейского происхождения, было нельзя. Некоторое время работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».
Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940).
В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, познакомился и с достижениями этнографии США.
В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства».
В конце 1940-х - начале 1950-х вёл активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Руководил одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читал лекции и занимал должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавил пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».
В 1952 году по заказу ЮНЕСКО написал работу «Раса и история», посвящённую многообразию культур и межкультурным отношениям.
В начале 1960 года руководил кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там работали не только французы, но и учёные из других стран. В 1961-м вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.
В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста, и его юбилей академия широко отметила. При этом Леви-Стросс находился в здравом уме и трезвой памяти. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).
Скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа, похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия).
Lévi-Strauss C. De Près et de loin (1988)
Lévi-Strauss C. Du miel aux cendres. (1966)
Lévi-Strauss C. Histoire de lynx. (1991)
Lévi-Strauss C. L’Homme nu. (1971)
Lévi-Strauss C. L’Origine des manières de table. (1968)
Lévi-Strauss C. La Pensée sauvage. (1962)
Lévi-Strauss C. La Potière jalouse. (1985)
Lévi-Strauss C. La Voie des masques. (1972)
Lévi-Strauss C. La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara. (1948)
Lévi-Strauss C. Le Cru et le cuit. (1964)
Lévi-Strauss C. Le Regard éloigné. (1983)
Lévi-Strauss C. Le Totemisme aujourdhui. (1962)
Lévi-Strauss C. Les Structures élémentaires de la parenté. (1949)
Lévi-Strauss C. Paroles donnés. (1984)
Lévi-Strauss C. Race et histoire. (1952)
Lévi-Strauss C. Regarder, écouter, lire. (1993)
Lévi-Strauss C. Saudades du Brasil. (1994)
Lévi-Strauss C. Tristes tropiques. (1955)
Печальные тропики. М., 1984
Путь масок. М., 2000
Структурная антропология. М., 2001