Анненков Юрий Павлович

Анненков Юрий Павлович

Юрий Павлович Анненков (1889-1974) - русский и французский живописец и график, художник театра и кино, писатель. Заметная фигура русского авангарда. Литературный псевдоним - Борис Темирязев.

Об авторе:

Родился 23 июля 1889 года в Петропавловске, где его отец народоволец П. С. Анненкова, отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.
1905-1906 годы - рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова.
В 1907-м познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером.
В 1908 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
В 1909 году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911-м, уедет в Париж). В эти годы также посещал училище Штиглица в Санкт-Петербурге.
В 1911-1912 годы брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
Лето 1912-го провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
В 1913-м дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала «Сатирикон».
В 1916-1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов.
Предположительно в 1917 году вступил в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).
В 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока.
В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов.
В 1920 году выпустил книгу «Портреты», основу которой составляют созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов. В неё включены также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е. Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, - и список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд - острохарактерные, талантливо и озорно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80. В том же году создал рекламу-иллюстрацию первого петербургского крематория.
В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона. В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).
В 1924-м для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпериной - балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» - и больше в СССР не возвращался. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
Предположительно с 1925 года - член и учредитель Общества художников-станковистов.
После 1934-го серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг» (реж. Анатоль Литвак), «Тарас Бульба» (реж. Алексей Грановский, оба - 1936), «Вечное возвращение» (реж. Жан Деланнуа, 1943) и другие. В 1955-м был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).
В 1945-1955 годы - президент «Синдиката техников французской кинематографии».
В 1969-1970 год оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.
Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.
Умер в Париже 12 июля 1974 года.

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия
Книги автора

Художественные произведения:
Рассказ «Любовь Сеньки Пупсика». (1927)
Рассказ «Домик на 5-ой Рождественской». (1928)
Рассказ «Сны». (1929)
Роман «Повесть о пустяках». (1934)
Роман «Тяжести». Полностью не опубликован. Два отрывка первой части опубликованы в журнале «Современные записки» (1935; 1937), третий отрывок опубликован в журнале «Русские записки» (1938). Последняя глава первой части и вторая часть опубликованы под названием «Рваная эпопея» «Новом журнале» (1960).
Критика и автобиографические произведения:
Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисл. А. В. Луначарского. (1926)
«Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю. Анненков. Театр до конца /Републ., вст. текст и примеч. Е. И. Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. (2000)
Анненков Юрий. Макс Офюльс / Пер. с фр. И. Обуховой-Зелиньской и Д. Поляковой. (2008)
Книги, оформленные Юрием Анненковым во Франции:
Blok, A. Les douze / traduction défi nitive de Y. Sidersky; dessins de J. Annenkoff . (1923)
Durtain, L. Сrime à San-Francisco / récit orné de huit lithographies originales de Georges Annenkoff . (1927)
Emmanuel, d’A. Passage d’une Américaine / lithographies de Georges Annenkoff . (1927)
Perrault, Ch. Contes / suite de 11 lithographies par A. Alexeieff , Yves Alix, Georges Annenkoff , Maurice Berdon, André Dignimont, Raphaël Drouart, Adrien Ekman, Berthold Mahn, Jacqueline Marval, Touchagues et Germaine Willard. (1928)
Cheronnet, L. Extra-muros / préface de Jules Romains; lithographies originales par Georges Annenkoff . (1929)
Bost, P. Le cirque et le music-hall / illustré par G. Annenkoff . (1931)
Benoit, P. L’Atlantide / couverture et dessins de Georges Annenkoff. (1932)
Verlaine, P. Les amies. Femmes. Hombres. Préface d’Etiemble. (1935)
Dostoievsky, Th. M. Scandaleuse histoire / traduction originale d’Alexis Remisoff et Jean Chuzeville; illustrations de Georges Annenkoff; preface de Luc Durtain. (1945)
Беляева Н. Нищета/ [обложка Ю. Анненкова]. (1945)
L’Abbé de Choisy. Histoire de madame la сomtesse des Barres / dessins de Georges Annenkoff . (1945)
Temiriaseff , B. Fâcheuse aventure, pièce en 8 tableaux d’après Th.M. Dostoïevsky / adaptation française de Robert Dol; études de maquillage de G. Annenkoff. (1946)
L’Abbé de Choisy. Histoire de madame de Sansy / dessins de Georges Annenkoff . (1946)
Кодрянская, Н. Золотой дар / рисунки Ю. Анненкова. (1964)
Солженицын, A. Раковый корпус / (обложка Ю. Анненкова). (1968)
Солженицын, А. В круге первом / (обложка Ю. Анненкова). (1969)

Читать далее

Книги

Аудиокниги