Антонович Владимир Бонифатьевич

Антонович Владимир Бонифатьевич
Владимир Бонифатиевич Антонович (1834-1908) — украинский историк польского шляхетского происхождения, археолог, этнограф, специалист по истории днепровского казачества, один из основоположников украинской историографии, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (с 1901 года), глава киевской школы историков-украинофилов, профессор и декан историко-филологического факультета киевского Императорского университета Св. Владимира.

Об авторе:

Родился в семье польских обнищавших безземельных дворян Антоновичей, генеалогически родственных с Правобережной Украиной, герба Андро-де-Бюи. До 10 лет он находился с матерью, которая работала гувернанткой у богатых шляхтичей[5]. В частности в семье шляхтича-украинофила Оттона Абрамовича, Антонович получил начальное образование. Настоящего отца не знали. Учился в первой Ришельевской и 2-й гимназиях г. Одессы, курс которой окончил в 1850 году. В 1855 году окончил медицинский (в который поступил по настоянию матери), а в 1860 году историко-филологический факультет киевского Императорского университета Св. Владимира со степенью кандидата. Во время учёбы входил в тайную организацию польской молодёжи в университете — Тройницкий союз. После окончания учёбы некоторое время работал врачом в Чернобыле и в Бердичеве.
Перед Польским восстанием был одним из руководителей польского общества в Киевском университете, но отказался участвовать в восстании. Официальным разрывом со шляхтой и польским движением была его статья «Моя исповедь», обнародованная в 1862 году в журнале «Основа».
Ещё в студенческие годы Антонович читал казацкие рукописи, произведения Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Аполлона Скальковского, этнографические сборники, которые повлияли на его жизненную и научные ориентиры. В студенческой среде, что, в основном, состояла из польской молодёжи, в конце 1850-х годов Антонович высказывает мнение о том, что странно жить в краю, не зная ни его истории, ни людей. Чтобы увидеть народ таким, какой он есть, Антонович с товарищами на каникулах путешествует по Волыни, Подолью, Холмщине, Киевщине, Екатеринославщине, Херсонщине. В 1861 году работал учителем латинского языка в Первой киевской гимназии.
В 1861 году присоединился к так называемым «хлопоманам», стремящимся сблизиться с украинским народом. Один из организаторов Киевской громады, куда входил Антонович, возглавлял там «хлопоманский» кружок, члены которого считали, что украинский народ имеет право на своё национальное возрождение. Сам Антонович о тех временах и своих мыслях вспоминал на страницах журнала «Украинская жизнь» 1913 года: «Нам казалось, что мы сумеем медленно обратить гмину в украинскую сторону. Но пришлось от этой мысли отречься. С одной стороны, вражда с шляхтой ставила нас в очень трудную позицию, с другой стороны, с 1860-го года в польском обществе стала развиваться конспирация и подготовка к восстанию. Было очевидно, что культурное направление, которое мы развивали, не сумеет удержать всех членов организации, не запутав нас в инсуррекции. Собравшись тесным кружком, мы решили поставить точку в этом вопросе. Всем товарищам своего кружка предложили выбрать одно из двух: или оставаться дальше и продолжать с нами работу, и в таком случае выписаться из гмины и основать свою действительно-таки украинскую общину, или — кому трудно сделать этот решительный шаг — оставаться в гмине и разорвать с нами связи…»
Как отмечает Игорь Шаров, становление Антоновича как политического лидера происходило достаточно сложно и началось, прежде всего, с определения себя как украинца и открытого конфликта с друзьями-поляками, из понимания долга перед украинским народом. Так возник «хлопоманский кружок», ориентированный на романтично-народнические идеалы, а в 1861 г. — украинское культурно-просветительское общество — Киевская громада. Продолжая просветительские традиции кирилло-мефодиевцев, Антонович и его единомышленники стояли уже на позициях если не откровенного материализма, то во всяком случае эволюционизма и позитивизма. Критическое отношение к существующим в царской России порядкам, осуждение самодержавия, исповедование принципов конституционализма, парламентаризма и федерализма побудило громадовцев к просветительской деятельности и пропаганде научного мировоззрения. Именно эти факторы, по убеждению Антоновича, должны были изменить общество. С целью пропаганды своих взглядов громадовцы открывали воскресные школы. Там обучали чтению, письму и арифметике.
Во второй половине 1890-х годов вместе с известным писателем и общественным деятелем Александром Кониским основал всеукраинскую политическую организацию (Загальна українська організація), которая должна была объединить украинцев всей Российской империи. В 1897 году состоялся учредительный съезд этой организации, к которой в 1901 году присоединилась и Киевская «Громада». Сама организация просуществовала до её превращения в 1904 году в «Украинскую демократическую партию».
Жил в Киеве по адресу Жилянская улица, 20 (с 1880-х до 1908 года; дом не сохранился).
Умер 8 (21) марта 1908 года, похоронен в Киеве на Байковом кладбище (участок № 7). В апреле 1967 года на могильной плите сделана надпись «Антонович Владимир. 1834—1908. Украинский историк».

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия
Книги автора

О происхождении козачества (1863)
Последние времена козачества на правом берегу Днепра по актам 1679—1716 гг. (1868)
О гайдамачестве (1876)
О мнимом крестьянском восстании на Волыни в 1789 г. (1902)
О крестьянах в Юго-Западной России по актам 1770—1798 гг. (1870)
О происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России (1867)
О городах в Юго-Западной России по актам 1432—1798 гг. (1870)
Об унии и состоянии православной церкви с половины XVII до конца XVIII в. (1871)
Очерк истории Великого княжества Литовского до смерти великого князя Ольгерда (1877—1878)
Киев, его судьба и значение с XIV по XVI ст. Архивная копия от 19 октября 2020 на Wayback Machine (1882)
Уманський сотник Іван Гонта (1882)
Монографии по истории Западной и Юго-Западной России (1885)

Читать далее

Книги