Бурлюк Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) - русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма.

Краткая биография:

Родился 21 июля 1882 года в многодетной семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. Учился в Александровской гимназии города Сумы (Украина). В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.
В 1898-1910 годы учился в Казанском и Одесском художественных училищах.
В печати дебютировал в 1899 году. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.
Вернувшись в Россию, в 1907-1908 год, сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках.
С 1911 по 1914 год занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других.
В Первую мировую войну не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. За два года, проведённые здесь, успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века. Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России.
В 1918 году чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу.
В 1918-1920 годах, гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.
В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе.
В 1920 году эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.
В 1922 поселился в США. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР.
С 1930-го, в течение десятилетий, Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и тому подобных.
Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х - начале 1930-х годов группы советских художников «13».
В 1956 и в 1965 годы посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.
Умер 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

Дополнительная информация об авторе:
Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия
Книги автора
Бурлюк Д. 1/2 века. (1932)
Бурлюк Д.Д. Галдящие "Бенуа" и новое русское национальное искусство. (1913)
Бурлюк Д.Д. Горький. (1929)
Бурлюк Д.Д. Интересные встречи. (2005)
Бурлюк Д.Д. К 25-летию художественно литературной деятельности: (стихи 1898 г. - 1923 г.)
Бурлюк Д.Д. Открытое письмо русским критикам. (1913)
Бурлюк Д.Д. Пояснения к картинам Давида Бурлюка, находящимся на выставке. 1916 г. Москва. (1916)
Бурлюк Д.Д. Радио-манифест
Бурлюк Д.Д. Рерих. Жизнь и творчество
Бурлюк Д.Д. Толстой. (1929)
Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. (1994)
Бурлюк Д.Д. Энтелехизм: теория, критика, стихи, картины (1907-1930). (1930)
Читать далее

Книги