Кареев Николай Иванович
Краткая биография:
Родился 6 декабря 1850 года в Москве. Из дворянского рода, ведущего происхождение от Едигея-Карея, по преданию выехавшего в XIII веке из Золотой Орды в Рязань. Детские годы провёл в деревне Аносово Смоленской губернии.
В 1869 году окончил 5 московскую гимназию и поступил в Московский университет. В 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета, причём первоначально выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии.
Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которой воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века», 1879), защищенной им в 1879 году.
В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета, откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам» (1883).
В начале 1885 года переехал в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом в Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1889 году участвовал в основании Исторического общества при Петербургском университете, позже став его председателем (1890-1917), а также редактором издаваемого обществом «Исторического обозрения».
Первый печатный труд - «Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка» - вышел в свет в 1868 году.
С 1896 года преподавал историю на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования, возглавляемых Петром Францевичем Лесгафтом.
В сентябре 1899 года уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906) и на Высших женских курсах, но продолжил преподавать в Александровском лицее.
С 1902 года читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом покинул и Комитет общества нуждающимся студентам.
Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905-м Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете Литературного фонда (в 1909-м - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем.
С 1904 года состоял гласным Петербургской городской думы. Одно время был редактором исторического отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
8 января 1905 года участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, В. А. Мякотин, В. И. Семевский, К. К. Арсеньев, Е. И. Кедрин, Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте, убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела, и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.
Во время Революции 1905-1907 годов вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом Первой Государственной думы. Отстаивал переход России к парламентской демократии, выступал в защиту прав и свободы личности, ратовал за формирование правительства, ответственного перед Думой, за создание новой России, «которую точно так же должны будем любить, но Россию, которая будет существовать не сама для себя и не для охраны каких-либо исторических традиций - для своих граждан».
В июле-августе 1914 года пять недель находился в немецком плену.
В середине сентября 1918 года был арестован вместе со всей семьёй в Зайцеве (в имении своего родственника О. П. Герасимова в Смоленской губернии), находился под домашним арестом пять дней.
Автор мемуаров «Прожитое и пережитое», которые были опубликованы только в 1990 году.
Скончался 18 февраля 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Смоленском кладбище.
Кареев Н.И. Великая Французская революция. (1918)
Кареев Н.И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. (1903)
Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. (2002)
Кареев Н.И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. (1908)
Кареев Н.И. Историки французской революции. (1924)
Кареев Н.И. Исторический очерк Польского Сейма. (1888)
Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время, т. 1-7. (1892—1917)
Кареев Н.И. К вопросу о классификации образов правления в "Политике" Аристотеля. (1996)
Кареев Н.И. Книга законов Ману. (1874)
Кареев Н.И. Космогонический миф. (1873)
Кареев Н.И. Мифологические этюды. (1873)
Кареев Н.И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. (1908)
Кареев Н.И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790—1795 гг. (1912)
Кареев Н.И. О "новом взгляде" г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение). (1874)
Кареев Н.И. Отношение историков к социологии. (1992)
Кареев Н.И. Основы русской социологии. (1996)
Кареев Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. (1886)
Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. (1990)
Кареев Н.И. Расы и национальности с психологической точки зрения. (1876)
Кареев Н.И. Славяне в древнейшие времена. (1876)
Кареев Н.И. Суд над историей (Нечто о философии истории). (1991)
Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. (1914)
Кареев Н.И. Теория исторического знания. (1913)
Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. (1903)
Кареев Н.И. Философия культурной и социальной истории нового времени. (1300-1800). (1893)