Аничков Дмитрий Сергеевич
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733, Троице-Сергиевск — 1788, Москва) — русский философ-просветитель, логик, публицист.
Выходец из семьи подьячего Троице-Сергиевой лавры.
Учёбу начал в лаврской семинарии, в 1755 году в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику — у И. И. Роста.
Успешно его окончил в 1761 году и получил звание магистра философии (1762). Продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике; 30 мая 1765 года получил кафедру философии и логики. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера; написанное в 1767 году «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией…» положило начало философскому курсу на русском языке.
С 1762 года по поручению Конференции приступил к составлению учебников по математике; в частности, переводился с латинского на русский язык учебник И. Ф. Вейдлера; начиная с 1765 года было издано более 10 книг по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и фортификации, послуживших основой его собственных сочинений, которые способствовали становлению отечественной математической терминологии.
Его диссертация (1769) на соискание профессорского звания называлась «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» («Dissertatio philosophica de ortu et progressu religions apud diversas maximeque rudes gentes») и была посвящена выявлению причин возникновения языческих верований. Среди таких причин он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей.
В диссертации очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства.
Сочинение было критически встречено в учёных кругах, особенно резко против предполагаемой в нём пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и московский архиепископ Амвросий; утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось.
В 1770 году Аничков начал читать первый в России философский курс этики («учения о нравственности и этике»).
В 1771 году ему было присуждено звание экстраординарного профессора, в 1777 году — звание ординарного профессора логики, метафизики и чистой математики.
Аничков был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете.
Им были написаны учебники: «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», Теоретическая и прикладная тригонометрия", «Начальные основы фортификации и артиллерии», а также сочинения: «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нём ничего не бывает по случаю» (1767), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и другие.
Аничков также задавался вопросом о назначении философии. Её основная задача для него заключалась в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира.
Выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Будучи последователем философии Х. Вольфа, он пытался преодолеть дуалистическую вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела остался дуалистом. Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним. Высшими авторитетами для себя ставил Ф. Бэкона и Дж. Локка.
По ряду свидетельств, Аничков с 1777 года числился членом одной из масонских лож. Несмотря на творческую плодовитость, большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.
Умер 12 мая 1788 года в Москве.
Аничков Д.С. Слово на высокоторжественный день восшествия на всероссийский престол императорскаго величества, всепресветлейшия, державнейшия великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы всероссийския. (1767)
Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ея безсмертии. (1777)
Аничков Д.С. Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишняго упования, возлагаемаго на чувства. (1779)
Аничков Д.С. Слово о разных причинах, не малое препятствие причиняющих в продолжении познания человеческаго. (1774)
Аничков Д.С. Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих. (1783)
Аничков Д.С. Слово о свойствах познания человеческаго и о средствах предохраняющих ум смертнаго от разных заблуждений. (1770)
Аничков Д.С. Начальныя основания алгебры, или арифметики литеральной. (1781)
Аничков Д.С. Начальныя основания фортификации, или военной архитектуры. (1787)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая арифметика. (1793)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая геометрия. (1780)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая тригонометрия. (1787)
Аничков Д.С. Философическое разсуждение о начале и произшествии натуральнаго богопочитания у разных а особливо невежественных народов. (1769)