Несмелов Виктор Иванович
Виктор Иванович Несмелов (1863-1937) — русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии, ученик В. А. Снегирёва. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.
Об авторе:
Родился 1 (13) января 1863 года в селе Вертуновка Саратовской губернии (ныне — в Бековском районе Пензенской области) в семье сельского священника. C детских лет был глубоко верующим человеком.
В 1883 году окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1887 году. По завершении курса обучения причислен Советом академии к первому разряду выпускников и удостоен степени кандидата богословия. Ему было предоставлено право при соискании степени магистра богословия не делать нового научного исследования и не представлять нового сочинения, а только напечатать и защитить имеющееся курсовое сочинение по теме «Догматическое богословие св. Григория Нисского» в качестве магистерской диссертации. Защита магистерской диссертации состоялась 21 февраля 1888 года, а 24 июня 1888 года он был признан Советом академии достойным степени магистра богословия и утверждён в ней Святейшим Синодом с предоставлением права преподавать в семинарии; 30 октября 1888 года занял должность доцента академии.
В 1894 году женился на Любови Андреевне Ясницкой, дочери протоиерея грузинской церкви Казани Андрея Дмитриевича Ясницкого. Молодая семья довольно скоро стала многодетной: дочь Нина и четверо сыновей — Валентин, Иван, Владимир и Андрей.
В 1895 году прочитал публичную лекцию в Казанской городской думе на тему «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении», в которой содержались основные идеи его фундаментальной работы «Наука о человеке».
С 1898 года — профессор кафедры метафизики Казанской духовной академии. В 1913 году ему было присуждено звание заслуженного профессора Казанской духовной академии, в которой он преподавал до её закрытия в 1919 году. Безуспешно пытался устроиться на работу на кафедру психологии Казанского университета.
Революцию не принял, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином, ставшим чекистом и убитым толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью (имя его сына носит улица Несмелова в Казани).
В 1920-е годы на его квартире собирался кружок, состоявший из бывших преподавателей духовной академии.
В 1931 году он был арестован по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации»; обвинён в создании религиозной организации «Истинно-православная церковь». Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден по статье 58.11; приговор — 3 года ссылки в Казахстан — не был приведён в исполнение в связи с тем, что его погибшему сыну Валентину посмертно было дано звание героя.
Умер от хронической пневмонии 30 июня 1937 года. Похоронен на Арском кладбище Казани, недалеко от могилы Н. И. Лобачевского.
Реабилитирован в 1990 году.
Догматическая система святого Григория Нисского Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine. — Казань, 1887.
Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine // Православный собеседник. — Казань, 1895. — № 6—7.
О цели образования // Православный собеседник. — Казань, 1898. — № 2.
К вопросу о цели образования (ответ критику…) Архивная копия от 11 апреля 2021 на Wayback Machine // Православный собеседник. — Казань, 1900. — № 1.
Наука о человеке, т. I, Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine— Казань, 1905.
Наука о человеке, т. II, Метафизика жизни и христианское откровение. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine — Казань, 1905.
Вера и знание с точки зрения гносеологии Архивная копия от 11 апреля 2021 на Wayback Machine. — Казань, 1913.