Абеляр Пьер
Пьер Абеляр (1079-1142) - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма.
Краткая биография:
Родился в 1079 году в деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань в рыцарской семье. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Отказался от права майората и стал школяром-клириком. В юном возрасте слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма.
В 1099 году прибыл в Париж, чтобы учиться у представителя реализма - Гийома де Шампо, который привлекал слушателей со всех концов Европы.
Однако вскоре стал соперником и противником де Шампо и Росцелина. Выступая против оппозиции со стороны своего учителя де Шампо, Абеляр создал свою собственную школу, сначала в Мелёне, а затем, около 1102-1104 годов, для более прямой конкуренции переехал ближе к Парижу в Корбей.
По возвращении, после 1108-го, обнаружил, что де Шампо читает лекции в эрмитаже Сен-Виктор, недалеко от острова Сите, и они снова становятся соперниками, Абеляр бросает вызов де Шампо из-за его теории универсалий. Абеляр снова одержал победу, и почти смог занять должность управляющего в Нотр-Даме. Однако на короткое время де Шампо смог помешать ему читать лекции в Париже. Соответственно, Абеляр был вынужден возобновить свою школу в Мелёне, которую тогда (1110-1112) смог переместить в Париж, на холм Святой Женевьевы с видом на Нотр-Дам.
После успеха в диалектике примкнул к богословию и в 1113 году переехал в Лан, чтобы посетить лекции Ансельма Лаонского по библейскому толкованию и христианскому учению. Невзирая на учение Ансельма, Абеляр начал предлагать свои лекции по книге Иезекииля. Ансельм запретил ему продолжать это учение, и Абеляр вернулся в Париж, где примерно в 1115 году принял управление соборной школы Нотр-Дама и канона Санса (собор архиепархии), к которому относился Париж.
Был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.
Абеляр был всеми признанным главой диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа.
17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славилась красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем Элоизы, влюблённые наслаждались счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Пьера Астролябия и втайне повенчалась. Фульбер дал согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.
Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги продолжили преследование. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121-м сожжению на соборе в Суассоне, а сам он осуждён на заточение в монастыре св. Медарда.
С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.
Стал отшельником в Ножан-сюр-Сен и в 1125 году выстроил в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом.
Далее, освобождённый папой от обременительного управления монастырём, Абеляр оставшееся время посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев. Его противники с Бернардом Клервоским и Норбертом Ксантенским во главе, в 1141 году на соборе в Сансе осудили его учение. Приговор был утверждён папой с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.
Абеляр удалился в Клюни, где умер 21 апреля 1142 года в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в Жак-Марине. Тело Абеляра перевезли в Параклет. После революции останки перезахоронили в 1817-м на парижском кладбище Пер-Лашез (хотя подлинность этих останков оспаривается).
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Абеляр П. Диалектика (Предикамены). (1995)
Абеляр П. Теология «Высшего блага». (1995)
Абеляр П. Теологические трактаты. (1995)
Абеляр П. Этика, или Познай самоого себя. (1995)
Абеляр П. Теология «Высшего блага». (1995)
Абеляр П. Теологические трактаты. (1995)
Абеляр П. Этика, или Познай самоого себя. (1995)