Крузенштерн Иван Федорович

Крузенштерн Иван Федорович (Adam Johann von Krusenstern), русский мореплаватель и путешественник, родился 8 (19) ноября 1770 года в окрестностях города Ревеля (ныне Таллин). Происходил Иван Федорович из ост-зейских немцев, давно находившихся на русской службе. До 15 лет обучался дома и в училище при ревельской «кирхе». В 15 лет Крузенштерн был определен в Кронштадтский морской корпус, где он прошел суровую школу. В 1788 году, вследствие начавшейся войны со Швецией, он в числе других гардемаринов был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса для выполнения обязанностей младших офицеров на военных кораблях, участвовавших в военных действиях, достойно проявил себя и был произведен в лейтенанты.
В 1793 году на стажировку в английский флот были направлены 14 молодых моряков. Среди них были Крузенштерн, Лисянский, Головнин, Беллинсгаузен и другие способные капитаны, принесшие впоследствии много пользы своему Отечеству. В составе английского флота Крузенштерн участвовал в сражениях с французами, плавал у берегов Северной Америки, Африки, в Индийском океане. В 1798 году Крузенштерн подолгу находился в Индии и в Китае, целенаправленно знакомился с состоянием мехового рынка.
Первый проект кругосветного плавания Крузенштерн составил в 1799 году по возвращении на родину. Он был озабочен тем, что все страны земного шара торгуют на морях мира, лишь Россия исключена из их числа, а ведь Россия так хорошо расположена для морской торговли. Крузенштерн предлагает регулярно посылать корабли в северную часть Тихого океана для охраны колоний, для изучения и описания слабо исследованных акваторий и берегов. Проект был подан в Адмиралтейство, но был отклонен.
Второй проект Крузенштерн подал в 1802 году. На этот раз руководством флота, коммерц-коллегии и Русско-Американской компании проект был одобрен. И.Ф. Крузенштерн был назначен командовать кораблями кругосветной экспедиции. Для экспедиции было выделено два шлюпа – «Надежда» и «Нева». Помощником Крузенштерна и командиром второго корабля был назначен Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Как и Крузенштерн, он прошел хорошую мореходную практику в английском флоте, будучи в Соединенных Штатах был принят в Филадельфии президентом Дж. Вашингтоном, несколько месяцев провел в Южной Африке, в течение трех месяцев находился в Индии. Проект кругосветного плавания Лисянский одобрил и был счастлив служить вместе со своим другом. В составе команды «Надежды» были офицеры Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.И. Ратманов, кадеты Мориц и Отто Коцебу. К экспедиции была прикомандирована группа ученых и посольство во главе с Н.П. Резановым, направлявшееся с визитом в Японию.
7 августа 1803 года корабли экспедиции покинули Кронштадский рейд, с 17 августа по 8 сентября они находились в Копенгагене для пополнения запасов, приема на борт научной группы, проверки хронометров и тарирования приборов. В северном море корабли были жестоко потрепаны штормом, в английском порту Фальмуте пришлось дополнительно проконопатить суда. Затем были посещения острова Танерифе в Канарском архипелаге, острова Св. Екатерины у берегов Бразилии. Еще никогда корабли под российским флагом не оказывались в столь низких широтах. Многие участники плавания вели дневники, ученые проводили наблюдения, Лангсдорф выделил организмы, ответственные за «свечение моря». 28 февраля прошли мыс Горн. 25 марта к западу от чилийских берегов суда разошлись. Лисянский на «Неве» направился к острову Пасхи. Обойдя почти вокруг всего острова, Лисянский не нашел надежного места для стоянки и ограничился посылкой к берегу шлюпки с подарками для островитян. В ответ матросы получили связки бананов, сахарного тростника, клубни батата. Лисянский составил карту острова, получил представление о его природе и обитателях. Не ушли от внимания и гигантские каменные изваяния.
«Надежда» и «Нева» встретились у острова Нукухива из архипелага Маркизских островов. С островитянами были установлены дружественные отношения, собрана обширная коллекция туземного оружия, предметов домашнего обихода. Остров был тщательно нанесен на карту, была создана «Карта островов Вашингтоновых и Мендозы», вошедшая в атлас карт Крузенштерна.
17 мая корабли экспедиции направились к Гавайским островам, у берегов которых 10 июня они разошлись. Крузенштерн на «Надежде» направился к Камчатке, Лисянскому предстоял путь к Аляске, но у Лисянского было время ознакомиться с жизнью и бытом гавайцев. Лисянский посетил острова Гавайи и Кауаи, ряд поселений, в том числе и то, где был убит Кук.
15 июня «Надежда» бросила якорь в Петропавловской гавани. На Камчатку были доставлены товары, необходимые для поселенцев. Судно было подремонтировано и подготовлено для дальнейшего плавания 7 сентября 1804 г. «Надежда» направилась к берегам Японии.
«Надежда» пришла на Нагасакский рейд 8 октября 1804 г. У японских берегов пришлось выдержать жестокий шторм, при котором судну были нанесены серьезные разрушения, вода ворвалась в капитанскую каюту, были утеряны товары, предназначавшиеся в подарок императору.
Японские чиновники встретили «Надежду» у входа в бухту и предложили стать на якорь в открытом море. Посольские документы и подарки были направлены в столицу. Через полгода ожидания прибыл ответ, в котором сообщалось, что император не может принять посольство и просит посла выехать из Японии. Подарки и письмо русского императора также не были приняты. Более того было поставлено условие, чтобы русские корабли никогда не приходили в Японию. С 17 века Япония развивалась в условиях самоизоляции, не поддерживала связей с соседями и не впускала на свою территорию иноземцев.
18 апреля 1805 года Крузенштерн покинул Нагасаки и отправился на Камчатку, выполняя съемку или уточняя карты западного побережья Японских островов, восточного побережья Сахалина от залива Анива до мыса Терпения. У острова Онекотан «Надежда» пересекла гирлянду Курильских островов, вышла в Тихий океан и прибыла в Петропавловск–Камчатский. Там Н.П. Резанов перешел на другое судно, чтобы следовать в Русскую Америку, а Крузенштерн через месяц пребывания на Камчатке направился вновь к Сахалину, завершил съемку восточного его берега, обогнул северный мыс, названный именем Елизаветы, с целью войти в устье Амура и проверить возможность судоходства между Сахалином и материком. Встретив мелководье, Крузенштерн не стал испытывать судьбу и согласился с ошибочными мнениями Лаперуза и английского капитана Броутона, что Татарский пролив является заливом, а Сахалин – полуостровом.
9 октября 1805 года «Надежда» с грузом мехов Российско–Американской компании вышла из Авачинской бухты и направилась в Китай.
«Нева» под командованием Лисянского 10 июля 1804 года достигла северо–западного берега Америки у селения Св. Павел, в то время представлявшего собой базу Российско–Американской компании. Морякам сразу же пришлось вступить в борьбу по усмирению взбунтовавшихся индейцев, накануне захвативших строившуюся Архангельскую крепость и уничтоживших часть служащих компании. Другая часть была уведена и обращена в рабство. У североамериканских берегов «Нева» провела целый год. Члены команды помогали колонистам в обустройстве, выполняли съемку берега островов Кадьяк, Афогнак, Еврашечий и прилегающей части Аляски.
Загрузившись мехами компании, 1сентября 1805 года «Нева» вышла в море для следования в Китай. 15 октября корабль наскочил на мель вблизи неизвестного острова. Мель была названа Невской, а остров, по настоянию команды, - именем Лисянского. 20 октября открыта еще одна мель – Крузенштерна. 3 декабря «Нева» вышла на рейд Макао и соединилась с уже прибывшей туда «Надеждой».
Продав в Кантоне пушнину и закупив китайские товары, 9 февраля 1806 года корабли направились к родным берегам. В густом тумане у Южной Африки «Надежда» и «Нева» разлучились и дальнейшее их плавание вплоть до возвращения в Кронштадт совершалось раздельно. «Нева» прибыла в пункт начала плавания 5 августа 1806 года, почти день в день через 3 года после отплытия. 19 августа на рейд Кронштадта вошла «Надежда». Первое кругосветное путешествие россиян состоялось. Обстоятельства путешествия описаны в отчетах участников плавания.
В течение 1809–1812 гг. Крузенштерн выпустил в свет три обширных тома под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и в 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве». Они были переведены почти на все европейские языки. В третьем томе собраны научные статьи Крузенштерна и его спутников, включившие материалы наблюдений астрономического положения многих пунктов, регулярных метеорологических наблюдений, измерений температуры и плотности морской воды у поверхности и на глубинах, наблюдений над течениями, словари наречий народов Чукотки и Сахалина, этнографические материалы. В 1813 году Крузенштерн издал «Атлас к путешествию вокруг света…» с 15 картами и 105 таблицами. Этот атлас стал основой обстоятельного «Атласа Южного моря» в двух томах, изданного Крузенштерном в 1824–1826 годах. В атласе приведены самые совершенные карты южной и северной частей Тихого океана, в ряде случаев существенно исправленные его автором. Атласы и подробные разъяснения карт также были размножены на многих языках и еще долго служили целям безопасности мореплавания. Еще до кругосветного плавания Крузенштерн был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, после плавания – почетным членом. Он также был избран почетным членом ряда иностранных академий и научных обществ. В 1845 году Крузенштерн был в числе учредителей Русского географического общества.
С 1811 года и до 1841 длилась плодотворная деятельность в стенах Морского кадетского корпуса. Сначала он был инспектором классов, а завершил службу в нем директором – полным адмиралом. Годы управления И.Ф. Крузенштерном Морским кадетским корпусом имели большое значение для становления морского образования в России. Крузенштерн уничтожил телесные наказания, обновил состав преподавателей, привлек для занятий передовых ученых того времени. Он ввел новые предметы – начертательную геометрию и химию, им были образованы библиотека и музей корпуса. Крузенштерну принадлежит заслуга в организации Офицерских классов, на базе которых впоследствии была образована Морская академия.
К Лисянскому судьба была менее благосклонна. В 1809 году он ушел в отставку. Попытки издать путевые записки за счет адмиралтейства не дали результата. В 1812 году издал свое «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» и «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию…» за свой счет. Лисянский сам перевел свое сочинение на английский язык, отвез в Лондон, там оно было отпечатано и разошлось с большим успехом. Лишь после этого, в 1814 году, издание было повторено за счет казны.
Со времени первого кругосветного путешествия российские корабли стали регулярно посещать самые отдаленные акватории Мирового океана. За первую половину XIX века кораблями российского флота было совершено 39 кругосветных и полукругосветных путешествий.
В 1815 году по инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством Коцебу О.Е. (1788-1846). В это путешествие Коцебу отправился в качестве командира брига «Рюрик» с целью выполнения обширной научной программы. В нее входило измерение магнитного склонения, температуры и плотности воды в различных районах мирового океана, уточнение действительного положения многих островов, о которых имелись противоречивые сведения, изучение и картирование Аляски.
И.Ф. Крузенштерн скончался 12 (24) августа 1846 года. В ознаменование 100-летнего юбилея благодарные моряки установили ему памятник напротив Морского корпуса – ныне Высшего военно-морского училища им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.
Именем Крузенштерна назван ряд географических объектов (проливов, островов, мысов, гор) в Тихом океане. Самый крупный в мире парусник-барк носит имя «Крузенштерн».
Первое плавание россиян вокруг света, совершенное под руководством И.Ф. Крузенштерна, послужило началом целой эпохи кругосветных и полукругосветных путешествий русских моряков. Они внесли огромный вклад в изучение Мирового океана. Имя Крузенштерна навсегда вписано в летопись русской морской славы.

Труды И.Ф. Крузенштерна:
Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве» под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана второго ранга Крузенштерна Государственного адмиралтейского департамента и Академии наук члена, части 1-11. СПб., 1809, 1810, 1812.
Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна. СПб., 1813.


http://heritage.benran.ru/toperson?155

Читать далее

Книги