Булгаков Валентин Фёдорович

Булгаков Валентин Фёдорович
Валентин Фёдорович Булгаков (1886-1966) — последователь и последний секретарь Л. Н. Толстого. Руководитель ряда литературных музеев. Активный христианский анархист-толстовец и антимилитарист, пережил и царские застенки и немецкий концлагерь. В конце жизни около 20 лет возглавлял Яснополянский музей.

Краткая биография:

Родился 25 ноября 1886 года в городе Кузнецк-Сибирский, Томской губернии, в семье штатного смотрителя училищ Кузнецкого и Бийского округов Фёдора Алексеевича Булгакова. Мать, Татьяна Никифоровна, была учительницей Кузнецкого женского приходского училища и была младше отца на 40 лет.
После окончания уездного училища в Кузнецке поступил в Томскую классическую гимназию, где познакомился с путешественником и исследователем Г.Н. Потаниным. С его подачи увлёкся фольклором, собирал сказки и песни на Алтае. Писал стихи, издавал гимназический журнал, участвовал в спектаклях, пел в хоре. Тогда же в нём проявился талант литературного исследователя: в 18 лет опубликовал неизвестные материалы о венчании Ф.М. Достоевского с М.Д. Исаевой в Кузнецке. Гимназию окончил с золотой медалью.
Постоянный корреспондент Томской газеты «Степной край», сотрудничал и в Томских газетах. В 1904 году в приложении к газете «Сибирская жизнь» выходит его наиболее известная ранняя статья «Ф. М. Достоевский в Кузнецке», содержавшая новые материалы о венчании Достоевского с М. Д. Исаевой в Кузнецке в 1857 году. В Томском журнале «Сибирские отголоски» под редакцией Булгакова впервые публикуются письма П. И. Чайковского, адресованные А. Я. Александровой-Левенсон.
Поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1906—1910). В 1907 году председатель Сибирского землячества московских студентов, прочитал "Исповедь" Льва Толстого и стал его искренним последователем, включив в свою жизнь такие принципы, как пацифизм, вегетарианство, неучастие в политических акциях при высокой социальной активности на основе христианских принципов. В августе 1907-го Булгаков впервые посещает Л. Толстого.
В 1909 году систематизировал учение Л. Толстого в работе «Христианская этика. Систематический очерк мировоззрения Л.Н. Толстого», получившей одобрение писателя и послужившей основой для того, чтобы он предложил В. Ф. Булгакову должность своего личного секретаря.
В январе 1910 года бросил университет и начал работать личным секретарем Л. Н. Толстого, став свидетелем жизни обитателей Ясной Поляны в период, известный своей напряженностью. Заведует его перепиской, помогает в работе над книгой «Путь жизни» и даже отвечает на некоторые письма от имени писателя. До ноября 1910-го фиксирует в дневнике каждый день пребывания с Толстым, что потом составило книгу «У Л. Н. Толстого в последний год его жизни».
В октябре 1910 года успел предотвратить попытку самоубийства С. А. Толстой после ухода писателя. В дальнейшем С. А. Толстая настояла на его личном участии, помощи ей в систематизации наследия писателя.
После смерти Льва Толстого Булгаков несколько лет оставался в Ясной Поляне, готовил к печати свои записи, опубликованные в 1911 году в издательстве Сытина под названиями «Л. Н. Толстой в последний год его жизни» и «Жизнепонимание Л. Н. Толстого в письмах его секретаря» (обе книги были сразу переведены на ряд языков). Начал кропотливую работу по описанию библиотеки Толстого, насчитывавшей 22 тысячи томов. Принимал активное участие в издании произведений Льва Толстого и в организации музея Толстого в Москве в Хамовниках.
Первой реакцией толстовцев на события первых месяцев войны стало групповое воззвание «Опомнитесь, люди-братья!», составленное В. Ф. Булгаковым в сентябре 1914 года. В течение октября шло распространение воззвания, сбор подписей, расклейка, и параллельно изъятие правоохранительными органами копий воззвания у населения, 28 октября Булгаков был арестован в числе 27 подписавших воззвание граждан.
В ноябре—декабре 1915 года большинство подсудимых были освобождены из-под стражи под залог через более чем год тюремного заключения. Состоялся суд, оправдавший подсудимых «ввиду неосуществимости замысла» — публикации воззвания в Швейцарии.
В 1916 году В. Ф. Булгаков занял место хранителя Музея Л. Н. Толстого в Москве (после первого хранителя, уехавшего в Швейцарию П. И. Бирюкова).
В 1917-м издает подготовленную в годы студенчества «Христианскую этику» — авторизованное Толстым изложение его религиозно-этического учения, основанное на систематизированных записях.
После Октябрьской революции 1917 года многие толстовцы выступали против диалога с большевиками и были противниками национализации толстовских музеев, но В. Ф. Булгаков и А. Л. Толстая через некоторое время настояли на соглашении с Советским правительством.
В апреле 1920 года В. И. Ленин подписал Декрет о национализации Дома Л. Н. Толстого в Москве. Литературный музей на Пречистенке и Музей-усадьба «Хамовники» были объединены в один музей с В. Ф. Булгаковым в качестве директора. На этом посту В. Ф. Булгаков пребывал вплоть до высылки Советской властью в 1923 году.
В связи с Гражданской войной, неурожаем (по официальной версии) и в первую очередь проведением политики продразвёрстки (насильственного изъятия продовольствия у крестьян правительством) в стране начался голод. Голодающие крестьяне исчислялись десятками тысяч. Советская власть институционализировала принятие помощи от западных благотворительных организаций и лиц, а также изъятие церковных ценностей на местах в целях борьбы с голодом: в июля 1921 года в Москве состоялось предварительное заседание Всероссийского общественного комитета помощи голодающим и был подписан декрет ВЦИК о создании Комитета, а также положение о нём. Комитету был присвоен знак Красного Креста. В его состав первоначально вошли 63 человека, в том числе, кроме В. Ф. Булгакова, толстовцы, имевшие опыт работы «на голоде», известные деятели культуры, экономист А. В. Чаянов, президент Академии наук А. П. Карпинский, представители русского религиозного «разномыслия», имевшие международные связи. Председателем Комитета был назначен Л. Б. Каменев. Авторитет Комитету придавали В. Фигнер и В. Г. Короленко, принявший пост почетного председателя Комитета.
Начались переговоры о помощи с заграничными организациями, в том числе с «Американской Администрацией Помощи» и с норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, главой Исполнительного комитета «Международной помощи России». Переговоры завершились соглашениями о поставках продовольствия. Однако никаких поставок так и не началось, что вызвало критику деятельности этой организации.
Через шесть недель ВЦИК принял постановление о ликвидации Комитета. Большинство его членов, включая В. Ф. Булгакова, были задержаны. В газете «Коммунистический труд» был опубликован резко критический материал, содержащий необоснованные обвинения по этому поводу. По требованию В. Ф. Булгакова в сентябре 1921 года эта газета поместила опровержение и напечатала выдержку из его письма в редакцию. Вместе с большинством членов Помгола В. Ф. Булгаков был освобожден, а затем выслан из РСФСР в составе так называемого «философского парохода» в феврале 1923 года.
В эмиграции жил в Чехословакии, в Праге. Вёл лекционную деятельность в странах Европы, популяризируя творчество и взгляды Льва Толстого, а также ненасильственную борьбу против английских колонизаторов, возглавленную Махатмой Ганди.
Возглавил Кружок по изучению современной русской литературы при Русском свободном институте в Праге. В 1925-м его избрали председателем Союза русских писателей и журналистов Чехословакии, который он возглавлял до 1928 года. Вместе с М. Цветаевой и С. Завадским издал сборник Союза русских писателей «Ковчег» (1926), где опубликована его работа «Замолчанное о Толстом». Поддерживал переписку с Цветаевой после ее отъезда во Францию. В феврале 1928-го попросил советское правительство разрешить ему вернуться в Россию с женой Анной Владимировной и малолетней дочерью Татьяной, однако в мае в просьбе было отказано.
Вступил в международную антивоенную организацию «Интернационал противников войны» и вскоре стал одним из членов её совета. В 1932 году по его инициативе община духоборов, в конце XIX века эмигрировавших из России в Канаду, была принята в эту организацию.
Переписывался с выдающимися деятелями культуры и науки: Роменом Ролланом, Рабиндранатом Тагором, Альбертом Эйнштейном, Николаем Рерихом и др.
В 1934 году в Збраславском замке близ Праги основал Русский культурно-исторический музей, в котором собрал богатые коллекции русского искусства, рассеянные по многим странам мира (картины, предметы старины, рукописи, книги). Русские художники-эмигранты (А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, З.Е. Серебрякова) дарили музею свои произведения. На основе 15 картин, подаренных Н.К. и С.Н. Рерихами, в музее в 1938 году открылся зал Рериха. Совместно с А. Юпатовым подготовил справочник «Русское искусство за рубежом» (1938). В 1930-х годах готовит фундаментальный словарь-справочник русских зарубежных писателей (при жизни автора не был опубликован, издан в Нью-Йорке в 1993 году).
В 1937 году Булгаков удостоен Континентальной премии общества «Новая история в США» за сочинение на тему «Как достичь всеобщего разоружения».
В 1938 году Н.К. Рерих рекомендует Булгакова в лигу поощрения культуры «Фламма». Валентин Фёдорович создает пьесы: «На кресте величия. (Смерть Л. Н. Толстого)» и «Эдгар По».
В годы Второй мировой войны, после того, как немецкие войска вошли в Прагу, Булгаков был арестован немцами по подозрению в коммунистической деятельности, а позднее отправлен в баварский концлагерь в Вайсенбург. Там (1941—1945) писал свои воспоминания о Толстом и его близких, оставил воспоминания о заключении. После освобождения американскими войсками вернулся в Прагу.
Свой музей застал разорённым. Ему удалось частично восстановить лишь картинную галерею, которую он открыл в советской средней школе. В Праге работал в Министерстве информации, редактировал журнал «Пражские новости», читал лекции по истории Чехословакии в советском посольстве, преподавал в русской школе.
В 1948 году принял советское гражданство и вернулся в СССР. Сохранившуюся часть коллекции музея в Збраславе отправил в Советский Союз. О культурной значимости этого вклада говорит то, что 51 картина была передана Третьяковской галерее, 50 экспонатов в Государственный Исторический музей СССР и Театральный музей имени А. А. Бахрушина.
Валентин Фёдорович поселился в Ясной Поляне, где в течение почти 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого. Руководил восстановлением интерьера толстовского дома, реставрацией мебели, живописи и скульптуры. Лично проводил экскурсии для иностранных делегаций.
В 1958 году Булгаков был принят в члены Союза писателей СССР.
В 1959 году вышел на пенсию, но остался жить в Ясной Поляне. Написал ряд очерков, составивших книги «Встречи с художниками», «О Толстом. Воспоминания и рассказы», и опубликованные только в 2012 году мемуары «Как прожита жизнь».
В 1959 году по приглашению своего однокашника, сотрудника городского музея Константина Воронина, братья Вениамин и Валентин Булгаковы посетили родной город. Они застали на прежнем месте родительский дом (вскоре снесённый), встретились с друзьями, посетили музей. В.Ф. Булгаков выступил в библиотеке им. Н.В. Гоголя с лекцией о Л. Толстом, написав впоследствии друзьям: «Привязанность к Кузнецку как к «единственному месту на земном шаре» носит в себе даже нечто мистическое». До самой смерти Валентин Фёдорович поддерживал связь с музеем, высылая книги, личные вещи, документы, фото из семейного архива Булгаковых. По завещанию В.Ф. Булгакова музею часть его вещей были переданы в музеи, в том числе в Новокузнецкий краеведческий музей.
При помощи критика и писателя В.С. Бушина опубликовал в «Молодой гвардии» свою переписку с Н. К. Рерихом.
Умер в Ясной Поляне 22 сентября 1966 года. Похоронен в селе Кочаки, где находится фамильная усыпальница Толстых.

Книги автора

Булгаков В. Ф. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. Серия литературных мемуаров. Государственное издательство художественной литературы. (1957, 1960, 1989, первое издание 1911)
Булгаков В. Ф. Жизнепонимание Льва Николаевича Толстого. В письмах его секретаря В. Ф. Булгакова. (1911)
Булгаков В. Ф. Университет и университетская наука.(1919, первое издание 1912)
Булгаков В. Ф. Христианская этика. (1994, первое издание 1917)
Булгаков В. Ф. О войне // «Жизнь для всех». (1917)
Булгаков В. Ф. Л. Толстой и наша современность. О путях к истинному возрождению. (1919)
Булгаков Вал. Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л. Н. Толстого против мировой войны 1914—1918 гг.. T. 1. (1922)
Булгаков В. Ф. Толстой-моралист. (1923)
Булгаков Вал. Революция на автомобилях. (Петроград в феврале 1917 г.) // «На чужой стороне». (1924)
Булгаков В. Ф. Лев Толстой и судьбы русского антимилитаризма // «Воля России». (1924)
Булгаков В. Ф. Трагедия Льва Толстого. (1928)
Булгаков В. Ф. Как умирают за веру // «Современные записки». Книга XXXVIII. (1929)
Булгаков Валентин. Толстой, Ленин, Ганди. (1930)
Булгаков Валентин Духоборцы (1932) // «Ясная Поляна». (1989)
Булгаков В. Ф. Из истории музеев Л. Н. Толстого в Москве // «Яснополянский сборник». (1968)
Булгаков Валентин. Встречи с художниками. (1969)
Булгаков В. Ф. Лев Толстой, его друзья и близкие. (1970)
Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Составление, вступительная статья и примечания доктора филологических наук А. И. Шифмана. (1964; 2-е изд. - 1978)
Валентин Булгаков. По тюрьмам и лагерям. В царстве свастики // «Москва». Журнал русской культуры. (2000)
Булгаков В. Ф. Чтобы спасти от забвенья — мемуары, не опубликованы
Булгаков В. Ф. Так прожита жизнь — мемуары, не опубликованы, архив В. Ф. Булгакова
Булгаков В. Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. (1917)
Булгаков В. (Valentin Bulgakov), составитель. Словарь русских зарубежных писателей. (1993)

Читать далее

Книги