Бенуа Александр Николаевич
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Об авторе:
Родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885-1890 годах учился в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.
Некоторое время в 1887 году был вольнослушателем Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» - картины, изображающие прогулки по парку «короля-солнца» Людовика XIV.
В 1897 году приобрёл известность благодаря серии акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанной под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России».
Бенуа - один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм».
В 1903 году создал один из шедевров отечественной книжной графики - серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904).
Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».
В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями - для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году - для Общины св. Евгении.
В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году - под маркой Комитета популяризации художественных изданий.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
«Азбука» получила цензурное разрешение в октябре 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода.
В 1908-1911 годах - Бенуа стал художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация - Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы - рождает прямую аналогию с финалом спектакля.
Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста», тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.
После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины.
В 1919 году возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в театрах советской России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.
В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции - альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки - они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.
Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы - многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.
Версаль для Бенуа - олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства.
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
В 1926 году покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. П. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.
В этот период создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов - «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926), «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927, «Григорий Орлов» А. Попова (1946).
В 1927 году много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти последние книги так и не вышли в свет - оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы.
В последние годы жизни трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 гг.».
Умер в Париже 9 февраля 1960 года. Похоронен на кладбище Батиньоль.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Benois A. Reminiscences of the Russian ballet. (1941)
Бенуа А.Н. Азбука в картинках. (1904)
Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет... (1968)
Бенуа А.Н. Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский : переписка (1903-1957). (2003)
Бенуа А.Н. Версаль. (1922)
Бенуа А.Н. Азбука в картинках. (1904)
Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет... (1968)
Бенуа А.Н. Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский : переписка (1903-1957). (2003)
Бенуа А.Н. Версаль. (1922)
Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". (1998)
Бенуа А.Н. Дворцовое строительство императора Николая I. (1913)
Бенуа А.Н. Дворцовое строительство императора Николая I. (1913)
Бенуа А.Н. Дневник. (2010)
Бенуа А.Н. Дневник. 1916-1918. (2010)
Бенуа А.Н. Дневник. 1908-1916. Воспоминания о русском балете. (2011)
Бенуа А.Н. Дневник. 1908-1916. Воспоминания о русском балете. (2011)
Бенуа А.Н. Жизнь художника. (1955)
Бенуа А.Н. Обед. Москва 1896. 19 мая. (1896)
Бенуа А.Н. Памятники западноевропейской живописи. (1912-1914)
Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. (1911)
Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII-XX веков. (2004)
Бенуа А.Н. Обед. Москва 1896. 19 мая. (1896)
Бенуа А.Н. Памятники западноевропейской живописи. (1912-1914)
Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. (1911)
Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII-XX веков. (2004)
Бенуа А.Н. Художественные письма, 1930-1936. (1997)
Бенуа А.Н. Художественные письма 1908-1917, газета "Речь". Петербург. (2006)