Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс
Об авторе:
Родился около 160 года в Римском Карфагене, Африка, Римская империя. Достоверных свидетельств относительно жизни Тертуллиана существует относительно немного; большая часть знаний о нём извлечена из отрывков его собственных сочинений. Римская Африка была известна как дом ораторов, и это влияние можно увидеть в стиле его письма с его архаизмом или провинциализмом, яркими образами и страстным нравом.
Он был учёным и был очень образован. Его перу принадлежат по крайней мере три книги на греческом языке. В них он ссылается на другие свои произведения, которые до сегодняшнего дня не сохранились.
Согласно церковной традиции, Тертуллиан вырос в Карфагене в семье римского центуриона. Утверждают, что Тертуллиан был опытным юристом и рукоположённым священником. Эти утверждения основаны на рассказах Евсевия Кесарийского и Иеронима. Иероним утверждал, что отец Тертуллиана занимал должность centurio proconsularis («адъютант») в римской армии в Африке.
Кроме того, Тертуллиан считался юристом на основании использования им юридических аналогий и отождествления его с юристом Тертуллианом, цитируемым в Дигестах. Хотя Тертуллиан использовал в своих трудах знание римского права, его юридические знания явно не превышают то, что предоставляло среднее римское образование.
Труды юриста Тертуллиана существуют только в отрывках и прямо не указывают на христианское авторство. Представление о Тертуллиане как о священнике также вызывает сомнения. В своих дошедших до нас сочинениях он никогда не описывает себя рукоположённым в церкви и, судя по всему, относит себя к мирянам.
Его обращение в христианство произошло примерно в 197-198 годах, но его непосредственные предшественники неизвестны, за исключением тех случаев, когда они предполагаются на основании его работ. Это событие было внезапным и решающим, сразу изменившим его личность. Он пишет, что не мог представить истинно христианскую жизнь без такого радикального акта обращения: «Христиане созданы, а не рождены». Две книги, адресованные его жене, подтверждают, что он был женат на христианке.
В среднем возрасте (около 207 года) его привлекло «Новое пророчество» монтанизма, хотя сегодня большинство учёных отвергают утверждение, что Тертуллиан покинул официальную церковь или был отлучён от церкви.
«[Нам] остаётся спросить, мог ли [святой] Киприан считать Тертуллиана своим учителем, если бы Тертуллиан был печально известным раскольником. Поскольку ни один древний писатель не был более определён (если не фанатичен) в этом вопросе раскола, чем Киприан, на этот вопрос обязательно должен быть дан отрицательный ответ».
Во времена Августина у группы «тертуллианистов» ещё была базилика в Карфагене, которая в тот же период перешла к ортодоксальной церкви. Неясно, было ли это имя вторым названием монтанистов или это означает, что Тертуллиан позже откололся от монтанистов и основал свою собственную общину.
Иероним в трактате «О знаменитых мужах» сообщает, что Тертуллиан дожил до глубокой старости. Благодаря опубликованным им доктринальным работам Тертуллиан стал учителем Киприана и предшественником Августина, который, в свою очередь, стал главным основателем латинского богословия.
Умер около 220 года.
Старые русские переводы:
Квинта Септимия Флорента Тертуллиана Защищение христиан против язычников. / Пер. еп. Афанасия. (1802)
Творения Тертуллиана… / Пер. с фр. Е. Карнеева. Ч.1-4. (1847-1850)
- Т. 1. (1847; 1849)
- Т. 2. (1847; 1849)
- Т. 3. (1850)
- Т. 4. (1850)
Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. / Пер. Н. Щеглова и еп. Василия (Богдашевского). В 3 т. (1910-1915)
- Ч. 1. Апологетические сочинения Тертуллиана. (1910; частичное переиздание: Апология. / Пер. Н. Щеглова. // Отцы и учители Церкви III века. Антология. (1996 - Т.1)
- Ч. 2. Догматико-полемические сочинения Тертуллиана. (1912; переиздание старых переводов: Тертуллиан. Апология. - 2004. (включает: «О воскресении плоти»; «Против иудеев»; «К язычникам»; «Апология»; «О свидетельстве души»; «К Скапуле»; «О плоти Христа»; «Об отводе дела против еретиков»)
Новые русские переводы:
Апологетик (неполный перевод). // Богословские труды. (1984)
О покаянии. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. (1985)
Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца. Составитель и общ. ред. А. А. Столярова. (1994; перевод 16 трактатов)
Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. О плаще. / Пер. А. Я. Тыжова. Составитель, статьи, комм. Ю. С. Довженко. (Серия «Античное христианство». Раздел «Источники»). (2000)
Тертуллиан. Против Праксея. / Пер. группы студентов Российского Православного университета под ред. А. Фокина. // Альфа и Омега. (2001)
Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. О душе. / Пер., вступ. ст. и комм. А. Ю. Братухина. Науч. ред. В. С. Дуров. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). (2004)
Тертуллиан. Против Маркиона. / Пер. А. Пенькевича. // Христианское чтение. (2004)
Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле. / Пер. А. Ю. Братухина. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). (2005)
Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Против Маркиона в пяти книгах / Пер. А. Ю. Братухина. (2010)