Волконский Сергей Михайлович
Краткая биография:
Родился 16 мая 1860 года в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии). происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1246 году.
Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Все его посты — уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Единственная награда — орден Льва и Солнца второй степени, высочайше пожалованный по случаю визита персидского Шаха. Тем многообразнее его деятельность вне официальных сфер.
Получил разностороннее домашнее образование, затем в 1872 году поступил в IV Ларинскую гимназию (Санкт-Петербург). В 1877 году познакомился с Эрнесто Росси во время его гастролей в Санкт-Петербурге, заинтересовался актёрской техникой. Росси, блестящий представитель «школы представления», великолепно владел телом и голосом, его актёрская техника стала для Волконского эталоном на многие годы. Именно на спектаклях Росси Волконский впервые увидел, что «как» на сцене не менее важно, чем «что». Под влиянием Росси Волконский и обратился к вопросам актёрской техники, выразительности жеста и голоса. В 1880 году окончил гимназию и перед поступлением в Университет совершил несколько поездок по Европе.
Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. Самый известный пропагандист и популяризатор метода Жак-Далькроза в России, основатель Курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции — постоянный сотрудник газеты «Последние новости», театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии — её директор, педагог многих школ балета и танца.
В сентябре 1881 года поступил на Историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлечение театром продолжалось.
В мае 1892 года Волконский впервые выступает публично, на вечере у Н. В. Дризена с лекцией «Художественное наслаждение и художественное творчество»; выступление на вечере Дризена получило значительный резонанс в художественных кругах Петербурга. Молодому автору удалось на внятном языке, хорошо аргументированным образом изложить традиционно считавшиеся «туманными» положения восприятия и эстетики, различия между понятиями искусства и красоты. В этом же году выходит его первая статья «Art et Beauté», Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris. В эти же годы Волконский начинает активно участвовать в земском движении, работая в своем уездном городе Борисоглебске и имении Павловка.
В 1893-м по официальной командировке Министерства Народного Просвещения едет в Чикаго, на открытие Всемирной выставки, где с апреля по сентябрь выступает с докладами на различных конгрессах, проходивших в рамках выставки (в том числе о женском образовании в России).
В июле 1899 года был назначен на пост Директора Императорских театров. Директорство Волконского, если и не произвело кардинальных перемен в Императорских театрах, то все же наметило некоторые сдвиги (обновление репертуара, приглашение великих гастролеров — Томмазо Сальвини, Фелии Литвин и др., приход молодых художников, реорганизация балетного училища, введение класса мимики). Ему самому дало пусть печальный, но ценный опыт: он окончательно укрепился во мнении, что создание нового театра надобно начинать с создания нового актёра. Поэтому, когда в апреле 1917 года Волконскому вторично было предложено занять пост директора, он решительно отказался.
В начале июня 1914 года вернулся в Россию после присутствия на Женевских празднествах. 17 июля — объявление войны. Волконский переехал в своё имение Павловку Тамбовской губернии, где практически постоянно жил до августа 1918-го. В феврале 1917-го некоторое время жил в Ялте.
С ноября 1917 года начал переезжать из города в город Тамбовской губернии, спасаясь от преследования большевистских властей. В апреле 1918-го состоялось официальное открытие «Выставки Декабристов», был выпущен каталог. «Руками энтузиастов во главе с упрямым князем в народном доме Борисоглебска разместились портреты, документы, вещи, письма — привезенные из Павловки семейные реликвии…». В мае переехал в Тамбов и на протяжении лета читал лекции в народном университете.
В октябре 1918-го приехал в Москву. Читал цикл лекций «Искусство живой речи» на Драматических курсах Малого театра.
Волконский преподавал на Курсах с октября 1918 года по октябрь 1919 года. В ноябре закончил книгу «Законы речи».
Много работал в системе Пролеткульта, преподавал там в основном выразительную речь, мимику. В феврале 1920-го выступил с докладом «Мысли о ритме», в рамках Научно-технического подотдела ТЕО (Театрального Отдела) Пролеткульта. В марте — лекция Волконского «Выразительный человек» в Государственном Институте декламации, позже переименованном в Государственный Институт Слова. В том же институте Волконский стал читать курс мимики, и ездил от института в командировку в Смоленск, где прочитал шесть лекций о мимике.
В апреле подписал Декларацию Центрального Бюро Тонально-Пластической Ассоциации. Её приверженцы, пишет историк, «исповедовали культ тела, движения, массы, модернизируя давние идеи Жак-Далькроза; целью Тонпласо был коллективный синтетический театр, театр ритмизованного слова и пластики». В апреле же познакомился с Мариной Цветаевой, и их дружба продлилась до конца его жизни. В 1921 году начал работу над книгой «Мои воспоминания» («Лавры», «Странствия», часть «Родины»). В феврале закончил книгу «О декабристах. По семейным воспоминаниям».
В сентябре 1921-го переехал в Петроград, и с сентября по декабрь преподавал мимику в балетном училище. Выступал с лекциями «О декабристах» в Доме Литераторов.
Зимой 1921 года эмигрировал.
С февраля 1926 года постоянно жил в Париже, и «За десять с небольшим лет парижского периода жизни сделался одной из самых ярких фигур русского Зарубежья». Печатался в журналах «Звено», «Перезвоны», «Числа». С мая 1926 года начал постоянно публиковать в газете «Последние Новости» рецензии, статьи, обзоры, отрывки из воспоминаний. Обширный театральный опыт Волконского, отличное знание и русского, и европейского театра, большая практика писательской работы, великолепный легкий язык, широкий кругозор дали ему возможность занять ведущее место в среде многочисленных театральных критиков Парижа.
С 1929 года избран почётным членом Тургеневского общества, в рамках которого постоянно выступал с лекциями по истории, культуре и литературе. Волконского часто приглашали выступать в другие города.
Продолжал свою педагогическую деятельность, вел уроки ритмики, мимики, декламации, выразительного чтения во многих школах и студиях (Веры Трефиловой, Юлии Кутыриной и др.), на Курсах Вокальных искусств, в Народном университете Парижа. Преподавал мимику в Русской Консерватории, затем стал её профессором, а в 1932-м — директором.
В Париже продолжались старые знакомства — в мая 1929-го на вечере Марины Цветаевой в зале Вано Волконский читал свой рассказ, а в 1932-м был приглашен в качестве оппонента на её доклад «Искусство при свете совести». Возобновились прерванные по разным причинам отношения с С. П. Дягилевым; с М. Ф. Кшесинской, в студии которой он неоднократно давал уроки и выступал с лекциями о движении и мимике. В 1932-м стал членом жюри балетных конкурсов "Международные Архивы танца", читал цикл лекций на тему «Выразительный человек. Основы мимики», объявленный Архивами Танца. В 1936 году был приглашен читать лекции в балетную школу Курта Йосса в Лондоне, затем преподавал в балетной труппе Марковой и Долина из театра "Дюк оф Йорк". Там же, в Лондоне, 14 июля была объявлена помолвка Волконского с Мэри Ферн Фрэнч, дочерью американского дипломата.
Мэри Фэрн Фрэнч, невеста князя была дочерью покойного Дж. Уолкера Фэрна, посланника США в Румынии, Греции и Сербии. В детстве она долго жила на Балканах. Когда началась Первая мировая война, работала сестрой милосердия во французских и американских госпиталях, причем, выезжая на фронт, оказывала помощь и раненым германским солдатам. В 1916-м приехала в Сербию с лекциями в пользу Красного Креста. Позже долго жила в Париже. После свадьбы молодые поехали в Америку.
По-видимому, одной из целей поездки Волконского была поправка здоровья. Однако 19 октября заболел и умер в Хот-Спрингсе 25 октября 1937 года, похоронен в Виргинии на кладбище Холливуд.
Волконский С. М. Адольф Аппиа. (1912)
Волконский С. М. Art et Beaute. (1892)
Волконский С. М. Архив декабриста С. Г. Волконского — под редакцией и с предисловием кн. С. М. Волконского и Б. Л. Модзалевского. Т. 1. До Сибири, ч. 1. (1918)
Волконский С. М. Bilder aus der Geschihte und Litteratur Russland», (перевод A. Hippius). (1897 — 1 изд., 1904 — 2 изд.)
Волконский С. М. В защиту актёрской техники. (1911)
Волконский С. М. В защиту русского языка (в соавторстве с братом Александром). (1928)
Волконский С. М. Васильевский остров (воспоминания). (1926)
Волконский С. М. Воспитательное значение ритмической гимнастики Жак-Далькроза. (1913)
Волконский С. М. Выразительное слово: опыт исследования и руководство в области механики, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. (1913)
Волконский С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). (1913)
Волконский С. М. Декабристы. (1923)
Волконский С. М. The Decembrists. The first Russian revolutionists. (1928)
Волконский С. М. Die Dekabristen; einzige berechtige Ubersetzung aus dem Russischen, von R.Freiherr von Campenhausen. (1926)
Волконский С. М. Древний хор на современной сцене. (1913)
Жан д’Удин. Искусство и жест. Перевод с франц. кн. С. М. Волконского. (1912)
Волконский С. М. Жемье и международный театр. (1934)
Волконский С. М. Законы живой речи и правила чтения. (1920)
Волконский С. М. Законы мимики. (1921)
Волконский С. М. Занавеска (новелла). (1927)
Волконский С. М. Impressions: sketches of American life as observed by a Russian. (1893)
Волконский С. М. К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести. (1903)
Волконский С. М. Каталог выставки декабристов. (1918)
Волконский С. М. Конгресс Религий в Чикаго. Впечатления и заметки. (1895)
Волконский С. М. Красота и правда на сцене. (1911)
Волконский С. М. Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. (1923; 1992; 2004)
Волконский С. М. My reminiscences (translated by A.E.Chamot). (1924)
Волконский С. М. О декабристах. По семейным воспоминаниям. (1922; 1924; 1994)
Волконский С. М. О «музыке в драме» (возражения Таирову). (1911)
Волконский С. М. О русском языке. (1926)
Волконский С. М. О языке. (1926)
Волконский С. М. Пантомима. (1911)
Волконский С. М. Pictures of Russian History and Russian Literature. (1897; 1898)
Волконский С. М. Пластика и музыка. (1911)
Волконский С. М. Последний день (роман-хроника). (1925)
Волконский С. М. Празднества в Хеллерау. (1912)
Волконский С. М. Психологически-воспитательное значение системы. (1913)
Волконский С. М. Пушкин или Чехов? (1931)
Волконский С. М. Разговор. (1911)
Волконский С. М. Разговоры. (1912; 1994)
Волконский С. М. Рецензии в газете «Последние Новости» (1992)
Волконский С. М. Ритм в истории человечества. (1912)
Волконский С. М. Ритм в сценических искусствах. Доклад на Всероссийском съезде художников. (1912)
Волконский С. М. Ритмическая гимнастика. (1913)
Волконский С. М. Ритмический институт. (1920)
Волконский С. М. Русские имена в театральном деле. (1930)
Волконский С. М. Русский балет в Париже. (1914)
Волконский С. М. Czlowiek wyrazisty. (1920)
Волконский С. М. Сопоставление. (1914)
Волконский С. М. Старый медальон (повесть). (1894)
Волконский С. М. Сценическая обстановка и человек. (1911)
Волконский С. М. Театральные наблюдения. (1915)
Волконский С. М. Фижмы (глава из Воспоминаний). (1991)
Волконский С. М. Французский театральный сезон. (1932)
Волконский С. М. Художественное наслаждение и художественное творчество. (1892)
Волконский С. М. Художественные отклики. (1912)
Волконский С. М. Человек и ритм. (1911)
Волконский С. М. Человек как материал искусства. (1911)
Волконский С. М. Человек на сцене. (1912)