Сенека Луций Анней
Луций Анней Сенека (Сенека Младший, или просто Сенека; 4 до н. э.-65) - римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии, младший брат Юния Галлиона. Автор «Нравственных писем к Луцилию», ряда философских трактатов и трагедий.
Об авторе:
Родился не ранее 8 года до н. э. и не позднее 1 года в Кордубе, в семье всадника и ритора, получившего, в своё время, права римского гражданства и носившего такое же имя. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим, где учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия Нигера и Папирия Фабиана.
Философией Сенека-младший увлёкся ещё в юности, хотя из-за влияния отца чуть было не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Луций Анней едва не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.
Около 33 года, в конце правления императора Тиберия, Луций Анней, благодаря влиянию Гая Галерия, женатого на тётке будущего воспитателя Нерона, смог получить квестуру и войти, таким образом, в сенат. Ко времени восшествия на престол пасынка Тиберия, Калигулы, Сенека уже заседает в сенате, являясь при этом популярным в народе оратором. Вскоре его слава как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора, который, в конце концов, отдал тайное распоряжение убить Луция. Впрочем, одна из приближённых принцепса уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
В первый год правления Клавдия в результате интриг его коварной супруги, Валерии Мессалины, Луций Анней попадает в ссылку и в течение восьми лет находится на Корсике. Только в 49 году последняя, четвёртая, жена императора, Агриппина Младшая, добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына - будущего императора.
54-й - после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники - Сенека и Секст Афраний Бурр - становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
55-й - получает должность консула-суффекта. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерциев.
59-й - Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
62-й - после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
65-й - раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.
Во время молодости императора Нерона был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.
12 апреля 65 года, в Риме, Сенека покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.
Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты - с большею славой».
После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду, принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело (яд требовал тёплого тела), и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это - возлияние Юпитеру Освободителю».
Пьесы:
Медея. / Перевод Н. Виноградова. (1906)
Трагедии. / Перевод С. Соловьёва, вступительная статья Н. Ф. Дератани. (Серия «Сокровища мировой литературы»). (1932, издание включает 7 пьес: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон», «Октавия»)
Луций Анней Сенека. Трагедии. / Перевод и статья С. А. Ошерова, примечания Е. Г. Рабинович. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). (1983)
Трактаты:
О провидении. / Перевод В. Стовика и В. Стейна. (1901)
Утешение к Марции. // Браш М. Классики философии. I. (1907)
О счастливой жизни. / Перевод С. Ц. Янушевского. (1913)
О благодеяниях. / Перевод П. Краснова. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. (1995)
Сенека. Утешение к Полибию. / Перевод Н. Х. Керасиди. // ВДИ. (1991)
Сенека. О краткости жизни. / Перевод В. С. Дурова. (1996)
Сенека. О гневе. / Перевод Т. Ю. Бородай. // ВДИ. (1994)
Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки. (Вступительная статья и перевод Н. Г. Ткаченко) // Труды кафедры древних языков. Выпуск 1. (2000)
Луций Анней Сенека. Философские трактаты. / Перевод Т. Ю. Бородай (серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). (1-е издание - 2000. 2-е издание - 2001, издание включает трактаты: «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни», «О стойкости мудреца», «О провидении», «О гневе» в 3 кн., «О природе» в 7 книгах).
«Письма к Луцилию»:
Избранные письма к Люцилию. / Перевод П. Краснова. (1893)
Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Перевод, статья и примечания С. А. Ошерова. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). (1977, переиздание - 2015).
Эпиграммы:
Луций Анней Сенека. Эпиграммы. / Пер. М. Грабарь-Пассек и Ю. Шульца. // Античная лирика (серия «Библиотека всемирной литературы». Т. 4). (1968)
Сатира (принадлежность Сенеке спорна):
Сатира на смерть императора Клавдия. / Перевод В. Алексеева. (1891)
Псевдоапофеоз императора Клавдия. / Перевод И. И. Холодняка. (1899, приложение к тому 16 «Филологического обозрения»)
Апофеоз божественного Клавдия. / Перевод Ф. А. Петровского. // Римская сатира. (1957, переизд.: Римская сатира - 1989; комментарий И. Ковалёвой)
Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:
- Тома I-III. Moral essays (Моральные труды).
- Том I. О провидении. О постоянстве. О гневе. О милосердии.
- Том II. Утешение к Марции. О блаженной жизни. О досуге. О спокойствии души. О краткости жизни. Утешение к Полибию. Утешение к Гельвии.
- Том III. О благодеяниях.
- Тома IV-VI. Письма.
- Тома VII, X. Естественные вопросы.
- Тома VIII-IX. Трагедии.
Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque.
- L’Apocoloquintose du divin Claude. Texte établi et traduit par R. Waltz
- De la clémence. Texte établi et traduit par F.-R. Chaumartin. Nouvelle édition (2005)
- Des bienfaits. Tome I: Livres I-IV. Texte établi et traduit par F. Préchac
- Des bienfaits. Tome II: Livres V-VII. Texte établi et traduit par F. Préchac
- Dialogues. T. I: De la colère. Texte établi et traduit par A. Bourgery
- Dialogues. T. II: De la vie heureuse. - De la brièveté de la vie. Texte établi et traduit par A. Bourgery
- Dialogues. T. III: Consolations. Texte établi et traduit par R. Waltz
- Dialogues. T. IV: De la providence. - De la constance du sage. - De la tranquillité de l'âme. - De l’oisiveté. Texte établi et traduit par R. Waltz
- Questions naturelles. T. I: Livres I-III. Texte établi et traduit par P. Oltramare
- Questions naturelles. T. II: Livres IV-VII. Texte établi et traduit par P. Oltramare
- Lettres à Lucilius. T. I-V
- Tragédies. T. I-III