Эпиктет

Эпиктет

Эпиктет (около 50-138) - древнегреческий философ-стоик; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.

Об авторе:

В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х – нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед» (Διατριβαί), «Руководство» (Ἐγχειρίδιον) и фрагменты. Различные названия записей Арриана (Διατριβαί, Ὁμιλίαι, Διαλέξεις, Σχολαί, Ὑπομνήματα) относились, видимо, к одному сочинению – «Беседам» (первоначально в 8 или 12 книгах). «Руководство» скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. mit.).

Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него – нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. I 7, 9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss. III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (II 11, 1 сл.). Задача философии – врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего – «правильное пользование представлениями» (ὀρθὴ χρήσις τῶν φαντασιῶν – I 20, 14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (προαίρεσις – впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» (οὐδὲν πρὸς ἐμέ – I 29, 7; 24). Сама возможность выбора – единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (I 22, 10; 24, 5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет – мне безразлично» (IѴ 13, 24). Προαίρεσις – первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22, 19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему – излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19, 27), «терпи и воздерживайся» (ἀνέχου καὶ ἀπέχου – Gell. N. А XVII 19), но выход всегда есть – «дверь тебе открыли» (III 8, 6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.

А.А.Столяров

Дополнительная информация об авторе:
Новая философская энциклопедия
Книги автора

Русские переводы:
Епиктета стоического философа Енхиридион и Апоффегмы и Кевита Фивейского Картина, или Изображение жития человеческого. / Пер. Г. Полетики. (1759; 2-е изд. - 1767)
Афоризмы Епиктета с прибавлением нескольких глав из его «Размышлений». / Пер. В. Алексеева. (1891)
Правила Эпиктета. Переведены с греческого и снабжены примечаниями Ж. М. Гюйо. Перевод с французского М. А. Энгельгарта. (1901)
Беседы Эпиктета. / Пер. и прим. Г. А. Тароняна. // ВДИ. (1975; 1976; 2-е изд., испр. Предисл. Г. А. Кошеленко, Л. П. Маринович - 1997)
Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. / Перевод, статья, комментарий А. Я. Тыжова. (2012)

Читать далее

Книги