Анаксимен
Анаксимен из Милета («расцвет» 546, ум. ок. 528/525 до н. э.), др.-греч. философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра.
Об авторе:
В предложенной А. (трактат «О природе») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отличие от идей Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращённые формы единой праматерии – безграничного воздуха. Физич. изменение трактуется притом как чисто количественное «сгущение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится водой и землёй, разрежаясь – огнём, из которого образуются небесные тела. Воздуху присуще «вечное движение», он не только порождает все тела, но и выступает «скрепляющим», формообразующим принципом – мировым «дыханием», обеспечивающим целостность всего космоса и всех живых организмов: так в рамках параллелизма макро- и микрокосмоса впервые вводится понятие мировой души (фрагмент В 2). Исходя из аэроцентризма, А. объяснял также землетрясения и различные метеорологич. феномены. Филос. значение физич. теории А. – в первой попытке редукции не только феноменального множества вещей, но и всего многообразия чувственных (т. н. «вторичных») свойств к количественным различиям единой бескачественной субстанции, вечной и бесконечной. В поздней доксографии аэр А. прямо отождествляется с «богом», согласно более достоверным источникам, А. называл «богами» порождения воздуха – стихии, светила или бесчисл. миры. Натуралистич. пантеизм А. повлиял на ионийское Просвещение (Ксенофан, Гераклит) и традицию аллегорич. интерпретации мифологич. богов как явлений природы.
А. В. Лебедев
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Сост.: А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. Лит.: Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976. С. 26.