Боэций Аниций Манлий
Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим – ок. 525, Тицин, ныне Павия), римский философ, государственный деятель, христианский богослов, святой католической церкви.
Об авторе:
Происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев в детстве, был усыновлён Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно в Александрии, Риме или Равенне – с 493 столице остготского короля Теодориха Великого. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 консул, в 522 magister officiorum – фактически первый министр королевства. К этому времени Б. – самый известный ритор и философ Италии. В 523/524 по обвинению в государственной измене приговорён к тюремному заключению, затем казнён. Б. обвинялся в том, что: 1) стремился вернуть Риму утраченную свободу; 2) пытался защитить сенаторов путём сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; 3) занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Б. признал справедливыми). Созданное в тюрьме самое известное сочинение Б. – «Утешение философией» («Consolatio philosophiae», рус. пер. 1990) написано в характерной для латинской литературы форме сатуры и отличается большим жанровым разнообразием: стихи различных размеров сочетаются с риторически украшенной прозой. Сочинение имеет форму диалога между узником Боэцием и Философией, явившейся в темницу в виде прекрасной дамы; оно стало одним из самых популярных философских сочинений в Европе. Кроме того, Б. – автор 5 богословских трактатов, имеющих ярко выраженный логико-философский характер; важнейший из них – «О Троице» («De Trinitate»), написанный под влиянием Августина и рассматривающий с помощью аристотелевских категорий вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц (полное название «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога»). В полемическом трактате «Против Евтихия и Нестория», или «О лице и двух природах» («De persona et duabus naturis»), даются определения понятий христианской догматики. Б. перевёл на латинский язык основные логические трактаты Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля, составил комментарии к этим сочинениям, написал ряд самостоятельных трактатов по логике и учебные руководства по всем дисциплинам квадривия (сохранились «Основы арифметики» и «Основы музыки»). Б. чётко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры изложения, языка, строя аргументации и метода, принятого для протрептика или римского «утешения», комментария, учебника или богословского исследования. Он признанный учитель католической церкви, однако в его «Утешении философией» нет ни единого намёка на христианский образ мыслей, так что одно время допускалось даже существование двух Боэциев – автора богословских трактатов и автора остальных сочинений. Б. видел свою задачу в том, чтобы латинизировать греческую философию – Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (никейского и халкидонского) в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. Б. первым разработал латинскую терминологию бытия, что требовалось для изложения тринитарных и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Б. различает «бытие» (esse) и «то, что есть» (id quod est), «сущность» (essentia; часто Б. обозначает это калькой с греческого τò τί ἦν εἶναι – id quod est esse). Чистое («простое») бытие, благодаря причастности которому существует всё, что существует, – это высшее благо, Бог; по формуле Б., «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Только в Боге бытие и сущность тождественны. Самостоятельно существующие индивидуальные вещи Б. называет субстанциями (у Аристотеля они назывались «первыми сущностями»); только они выступают носителями акциденций. Общие понятия, роды и виды (аристотелевские «вторые сущности»), которые Б. назвал «универсалиями» (общностями, или целостностями), не существуют субстанциально, т. к. не несут акциденций. Б. чётко формулирует трудности, связанные с решением вопроса об онтологическом статусе общих понятий, положив начало позднейшему спору между представителями реализма и номинализма: реальные ли вещи (res) универсалии или только имена (nomina)? Наконец, Б. первым выделяет ещё один способ бытия – личный, присущий Богу, ангелам и людям; он даёт первое на Западе определение личности: «личность есть неделимая субстанция разумной природы» (persona est naturae rationalis individua substantia). В Боге, единственном и абсолютно едином, все модусы бытия совпадают. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность (aeternitas). Для обозначения бесконечного времени Б. вводит латинский неологизм sempiternitas – «всегдашность». Для латинского Средневековья Б. – один из главных наставников в античной философии и логике, а также арифметике, музыке, риторике. Вплоть до 14 в. он считался «summus philosophus» – «главным философом». День памяти Б. в Западной церкви – 23 октября. «Основы музыки» – важнейший памятник музыкальной и философско-эстетической мысли римской античности (4 книги сохранились полностью, 5-я книга частично). Историческая заслуга Б. состоит в том, что он ясным и доступным языком передал европейской цивилизации древнегреческое знание о музыке; никакой другой труд о музыке не переписывался в таком объёме (известно св. 150 списков) и не толковался столь тщательно и многообразно с 9 в. до нач. 17 в. Основные источники Б. – пифагорейские: Никомах (возможно, его утерянный трактат «Введение в музыку») и Птолемей; неоднозначны отношения Б. с Аристоксеном: полемизируя с ним, Б. использует отдельные аспекты его учения (напр., классификация видов человеческого голоса). Для истории музыки важное значение имели классификация «родов музыки» (mundana – «мировая»; humana – «человеческая»; instrumentalis – «инструментальная», т. е. любая музыка, в т. ч. вокальная, которую производит человек) и особенно разделение музыкантов по роду их деятельности – на теоретиков (тех, кому «свойственна способность суждения о ладах и ритмах, о родах песнопений, о смешениях [родов], а равно и о стихах поэтов») и исполнителей (тех, кто «не только не приводят разумного основания своей деятельности, но и начисто лишены созерцательной способности»). Среди категорий музыки, детально рассмотренных Б., – «музыкальные» числа и пропорции (полная латинская классификация и узус), роды интервальных систем, нотация (по Алипию), лады (в т. ч. фундаментальная проблема их генезиса из видов октавного консонанса).
Об авторе:
Происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев в детстве, был усыновлён Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно в Александрии, Риме или Равенне – с 493 столице остготского короля Теодориха Великого. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 консул, в 522 magister officiorum – фактически первый министр королевства. К этому времени Б. – самый известный ритор и философ Италии. В 523/524 по обвинению в государственной измене приговорён к тюремному заключению, затем казнён. Б. обвинялся в том, что: 1) стремился вернуть Риму утраченную свободу; 2) пытался защитить сенаторов путём сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; 3) занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Б. признал справедливыми). Созданное в тюрьме самое известное сочинение Б. – «Утешение философией» («Consolatio philosophiae», рус. пер. 1990) написано в характерной для латинской литературы форме сатуры и отличается большим жанровым разнообразием: стихи различных размеров сочетаются с риторически украшенной прозой. Сочинение имеет форму диалога между узником Боэцием и Философией, явившейся в темницу в виде прекрасной дамы; оно стало одним из самых популярных философских сочинений в Европе. Кроме того, Б. – автор 5 богословских трактатов, имеющих ярко выраженный логико-философский характер; важнейший из них – «О Троице» («De Trinitate»), написанный под влиянием Августина и рассматривающий с помощью аристотелевских категорий вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц (полное название «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога»). В полемическом трактате «Против Евтихия и Нестория», или «О лице и двух природах» («De persona et duabus naturis»), даются определения понятий христианской догматики. Б. перевёл на латинский язык основные логические трактаты Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля, составил комментарии к этим сочинениям, написал ряд самостоятельных трактатов по логике и учебные руководства по всем дисциплинам квадривия (сохранились «Основы арифметики» и «Основы музыки»). Б. чётко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры изложения, языка, строя аргументации и метода, принятого для протрептика или римского «утешения», комментария, учебника или богословского исследования. Он признанный учитель католической церкви, однако в его «Утешении философией» нет ни единого намёка на христианский образ мыслей, так что одно время допускалось даже существование двух Боэциев – автора богословских трактатов и автора остальных сочинений. Б. видел свою задачу в том, чтобы латинизировать греческую философию – Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (никейского и халкидонского) в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. Б. первым разработал латинскую терминологию бытия, что требовалось для изложения тринитарных и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Б. различает «бытие» (esse) и «то, что есть» (id quod est), «сущность» (essentia; часто Б. обозначает это калькой с греческого τò τί ἦν εἶναι – id quod est esse). Чистое («простое») бытие, благодаря причастности которому существует всё, что существует, – это высшее благо, Бог; по формуле Б., «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Только в Боге бытие и сущность тождественны. Самостоятельно существующие индивидуальные вещи Б. называет субстанциями (у Аристотеля они назывались «первыми сущностями»); только они выступают носителями акциденций. Общие понятия, роды и виды (аристотелевские «вторые сущности»), которые Б. назвал «универсалиями» (общностями, или целостностями), не существуют субстанциально, т. к. не несут акциденций. Б. чётко формулирует трудности, связанные с решением вопроса об онтологическом статусе общих понятий, положив начало позднейшему спору между представителями реализма и номинализма: реальные ли вещи (res) универсалии или только имена (nomina)? Наконец, Б. первым выделяет ещё один способ бытия – личный, присущий Богу, ангелам и людям; он даёт первое на Западе определение личности: «личность есть неделимая субстанция разумной природы» (persona est naturae rationalis individua substantia). В Боге, единственном и абсолютно едином, все модусы бытия совпадают. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность (aeternitas). Для обозначения бесконечного времени Б. вводит латинский неологизм sempiternitas – «всегдашность». Для латинского Средневековья Б. – один из главных наставников в античной философии и логике, а также арифметике, музыке, риторике. Вплоть до 14 в. он считался «summus philosophus» – «главным философом». День памяти Б. в Западной церкви – 23 октября. «Основы музыки» – важнейший памятник музыкальной и философско-эстетической мысли римской античности (4 книги сохранились полностью, 5-я книга частично). Историческая заслуга Б. состоит в том, что он ясным и доступным языком передал европейской цивилизации древнегреческое знание о музыке; никакой другой труд о музыке не переписывался в таком объёме (известно св. 150 списков) и не толковался столь тщательно и многообразно с 9 в. до нач. 17 в. Основные источники Б. – пифагорейские: Никомах (возможно, его утерянный трактат «Введение в музыку») и Птолемей; неоднозначны отношения Б. с Аристоксеном: полемизируя с ним, Б. использует отдельные аспекты его учения (напр., классификация видов человеческого голоса). Для истории музыки важное значение имели классификация «родов музыки» (mundana – «мировая»; humana – «человеческая»; instrumentalis – «инструментальная», т. е. любая музыка, в т. ч. вокальная, которую производит человек) и особенно разделение музыкантов по роду их деятельности – на теоретиков (тех, кому «свойственна способность суждения о ладах и ритмах, о родах песнопений, о смешениях [родов], а равно и о стихах поэтов») и исполнителей (тех, кто «не только не приводят разумного основания своей деятельности, но и начисто лишены созерцательной способности»). Среди категорий музыки, детально рассмотренных Б., – «музыкальные» числа и пропорции (полная латинская классификация и узус), роды интервальных систем, нотация (по Алипию), лады (в т. ч. фундаментальная проблема их генезиса из видов октавного консонанса).
Т. Ю. Бородай, С. Н. Лебедев
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Boethius. The Consolation of Philosophy. (1999)Theological tractates and The Consolation of Philosophy, translated by H.F.Stewart. (1918)
А. М. С. Боэций. Основы музыки. (2012)
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций. Комментарий к «Категориям» Аристотеля. (2001)
Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. (1990)
Введение в категорические силлогизмы. (1999)
Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. (1970)