Боэций Аниций Манлий

Боэций Аниций Манлий
Боэций Ани­ций Ман­лий Тор­кват Се­ве­рин (ок. 480, Рим – ок. 525, Ти­цин, ныне Па­вия), римский фи­ло­соф, государственный дея­тель, хри­сти­ан­ский бо­го­слов, свя­той ка­то­лической церк­ви.

Об авторе:


Про­ис­хо­дил из знат­но­го римского ро­да Ани­ци­ев. Оси­ро­тев в дет­ст­ве, был усы­нов­лён Квин­том Сим­ма­хом, кон­су­лом, за­тем гла­вой се­на­та и пре­фек­том Ри­ма. Учил­ся пред­по­ло­жи­тель­но в Алек­сан­д­рии, Ри­ме или Ра­вен­не – с 493 сто­ли­це ост­гот­ско­го ко­ро­ля Тео­до­ри­ха Ве­ли­ко­го. Же­нил­ся на до­че­ри Сим­ма­ха. Сде­лал при Тео­до­ри­хе бле­стя­щую карь­е­ру: в 510 кон­сул, в 522 magister offi­ciorum – фак­ти­че­ски пер­вый ми­нистр ко­ро­лев­ст­ва. К это­му вре­ме­ни Б. – са­мый из­вест­ный ри­тор и фи­ло­соф Ита­лии. В 523/524 по об­ви­не­нию в государственной из­ме­не при­го­во­рён к тю­рем­но­му за­клю­че­нию, за­тем каз­нён. Б. об­ви­нял­ся в том, что: 1) стре­мил­ся вер­нуть Ри­му ут­ра­чен­ную сво­бо­ду; 2) пы­тал­ся за­щи­тить се­на­то­ров пу­тём со­кры­тия до­ку­мен­тов, ули­чаю­щих их в «ос­корб­ле­нии ве­ли­че­ст­ва» Тео­до­ри­ха; 3) за­ни­мал­ся ма­ги­ей и ос­к­вер­нял свя­ты­ни (пер­вые два пунк­та сам Б. при­знал спра­вед­ли­вы­ми). Соз­дан­ное в тюрь­ме са­мое из­вест­ное сочинение Б. – «Уте­ше­ние фи­ло­со­фи­ей» («Con­solatio philosophiae», рус. пер. 1990) на­пи­са­но в ха­рак­тер­ной для латинской литературы фор­ме са­ту­ры и от­ли­ча­ет­ся боль­шим жан­ро­вым раз­но­об­ра­зи­ем: сти­хи различных раз­ме­ров со­че­та­ют­ся с ри­то­риче­ски ук­ра­шен­ной про­зой. Со­чи­не­ние име­ет фор­му диа­ло­га ме­ж­ду уз­ни­ком Бо­эци­ем и Фи­ло­со­фи­ей, явив­шей­ся в тем­ни­цу в ви­де пре­крас­ной да­мы; оно ста­ло од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных фи­лософских со­чи­не­ний в Ев­ро­пе. Кро­ме то­го, Б. – ав­тор 5 бо­го­слов­ских трак­та­тов, имею­щих яр­ко вы­ра­жен­ный ло­ги­ко-фи­лософский ха­рак­тер; важ­ней­ший из них – «О Трои­це» («De Trinitate»), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем Ав­гу­сти­на и рас­смат­ри­ваю­щий с по­мо­щью ари­сто­те­лев­ских ка­те­го­рий во­прос о един­ст­ве Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти и тро­ич­но­сти Лиц (пол­ное название «Ка­ким об­ра­зом Трои­ца есть еди­ный Бог, а не три бо­га»). В по­ле­мическом трак­та­те «Про­тив Ев­ти­хия и Не­сто­рия», или «О ли­це и двух при­ро­дах» («De persona et duabus naturis»), да­ют­ся оп­ре­де­ле­ния по­ня­тий хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки. Б. пе­ре­вёл на латинский язык основные ло­гические трак­та­ты Ари­сто­те­ля, а так­же «Вве­де­ние» Пор­фи­рия к «Ка­те­го­ри­ям» Ари­сто­те­ля, со­ста­вил ком­мен­та­рии к этим со­чи­не­ни­ям, на­пи­сал ряд са­мо­сто­ятельных трак­та­тов по ло­ги­ке и учеб­ные ру­ко­во­дства по всем дис­ци­п­ли­нам квад­ри­вия (со­хра­ни­лись «Ос­но­вы ариф­ме­ти­ки» и «Ос­но­вы му­зы­ки»). Б. чёт­ко раз­ли­чал жан­ры фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, стро­го при­дер­жи­ва­ясь ма­не­ры из­ло­же­ния, язы­ка, строя ар­гу­мен­та­ции и ме­то­да, при­ня­то­го для про­треп­ти­ка или римского «уте­ше­ния», ком­мен­та­рия, учеб­ни­ка или бо­го­слов­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Он при­знан­ный учи­тель ка­то­лической церк­ви, од­на­ко в его «Уте­ше­нии фи­ло­со­фи­ей» нет ни еди­но­го на­мё­ка на хри­сти­ан­ский об­раз мыс­лей, так что од­но вре­мя до­пус­ка­лось да­же су­ще­ст­во­ва­ние двух Бо­эци­ев – ав­то­ра бо­го­слов­ских трак­та­тов и ав­то­ра ос­таль­ных со­чи­не­ний. Б. ви­дел свою за­да­чу в том, что­бы ла­ти­ни­зиро­вать греческую фи­ло­со­фию – Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и не­оп­ла­то­ни­ков, ук­ре­пив тем са­мым римскую куль­ту­ру и го­су­дар­ст­вен­ность пе­ред ли­цом вар­вар­ско­го за­вое­ва­ния. Как бо­го­слов он стре­мил­ся пе­ре­не­сти на латинскую поч­ву тон­кие раз­ли­че­ния греческого бо­го­сло­вия (ни­кей­ско­го и хал­ки­дон­ско­го) в уче­ни­ях о Трои­це и об ипо­ста­си и при­ро­дах Хри­ста. Б. пер­вым раз­ра­бо­тал латинскую тер­ми­но­ло­гию бы­тия, что тре­бо­ва­лось для из­ложе­ния три­ни­тар­ных и хри­сто­ло­гических про­блем, об­су­ж­дав­ших­ся на Все­лен­ских со­бо­рах, а так­же для ком­мен­ти­ро­ва­ния ари­сто­те­лев­ских трак­та­тов. В су­ще­ст­вую­щей ве­щи Б. раз­ли­ча­ет «бы­тие» (esse) и «то, что есть» (id quod est), «сущ­ность» (essentia; час­то Б. обо­зна­ча­ет это каль­кой с гре­че­ско­го τò τί ἦν εἶναι – id quod est esse). Чис­тое («про­стое») бы­тие, бла­го­да­ря при­ча­ст­но­сти ко­то­ро­му су­ще­ст­ву­ет всё, что су­ще­ст­ву­ет, – это выс­шее бла­го, Бог; по фор­му­ле Б., «бы­тие и бла­го об­ра­ти­мы» (ens et bonum convertuntur). Толь­ко в Бо­ге бы­тие и сущ­ность то­ж­де­ст­вен­ны. Са­мо­стоя­тель­но су­ще­ст­вую­щие ин­ди­ви­ду­аль­ные ве­щи Б. на­зы­ва­ет суб­стан­ция­ми (у Ари­сто­те­ля они на­зы­ва­лись «пер­вы­ми сущ­но­стя­ми»); толь­ко они вы­сту­па­ют но­си­те­ля­ми ак­ци­ден­ций. Об­щие по­ня­тия, ро­ды и ви­ды (ари­сто­те­лев­ские «вто­рые сущ­но­сти»), ко­то­рые Б. на­звал «уни­вер­са­лия­ми» (общ­но­стя­ми, или це­ло­ст­но­стя­ми), не су­ще­ст­ву­ют суб­стан­ци­аль­но, т. к. не не­сут ак­ци­ден­ций. Б. чёт­ко фор­му­ли­ру­ет труд­но­сти, свя­зан­ные с ре­ше­ни­ем во­про­са об он­то­ло­гическом ста­ту­се об­щих по­ня­тий, по­ло­жив на­ча­ло позд­ней­ше­му спо­ру ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми реа­лиз­ма и но­ми­на­лиз­ма: ре­аль­ные ли ве­щи (res) уни­вер­са­лии или толь­ко име­на (nomina)? На­ко­нец, Б. пер­вым вы­де­ля­ет ещё один спо­соб бы­тия – лич­ный, при­су­щий Бо­гу, ан­ге­лам и лю­дям; он да­ёт пер­вое на За­па­де оп­ре­де­ле­ние лич­но­сти: «лич­ность есть не­де­ли­мая суб­стан­ция ра­зум­ной при­ро­ды» (persona est naturae rationalis indivi­dua substantia). В Бо­ге, един­ст­вен­ном и аб­со­лют­но еди­ном, все мо­ду­сы бы­тия сов­па­да­ют. Та­кая все­со­вер­шен­ная пол­но­та бы­тия во всех его от­но­ше­ни­ях, це­ло­куп­ность бы­тия без ущер­ба и час­тич­но­сти есть веч­ность (aeternitas). Для обо­зна­че­ния бес­ко­неч­но­го вре­ме­ни Б. вво­дит латинский не­оло­гизм sempiternitas – «все­гдаш­ность». Для латинского Сред­не­ве­ко­вья Б. – один из главных на­став­ни­ков в ан­тич­ной фи­ло­со­фии и ло­ги­ке, а так­же ариф­ме­ти­ке, му­зы­ке, ри­то­ри­ке. Вплоть до 14 в. он счи­тал­ся «summus philosophus» – «глав­ным фи­ло­со­фом». День па­мя­ти Б. в Западной церк­ви – 23 ок­тяб­ря. «Ос­но­вы му­зы­ки» – важ­ней­ший па­мят­ник музыкальной и фи­лософско-эс­те­тической мыс­ли римской ан­тич­но­сти (4 кни­ги со­хра­ни­лись пол­но­стью, 5-я кни­га час­тич­но). Ис­то­рическая за­слу­га Б. со­сто­ит в том, что он яс­ным и дос­туп­ным язы­ком пе­ре­дал ев­ропейской ци­ви­ли­за­ции древнегреческое зна­ние о му­зы­ке; ни­ка­кой дру­гой труд о му­зы­ке не пе­ре­пи­сы­вал­ся в та­ком объ­ё­ме (из­вест­но св. 150 спи­сков) и не тол­ко­вал­ся столь тща­тель­но и мно­го­об­раз­но с 9 в. до нач. 17 в. Основные ис­точ­ни­ки Б. – пи­фа­го­рей­ские: Ни­ко­мах (воз­мож­но, его уте­рян­ный трак­тат «Вве­де­ние в му­зы­ку») и Пто­ле­мей; не­од­но­знач­ны от­но­ше­ния Б. с Ари­сток­се­ном: по­ле­ми­зи­руя с ним, Б. ис­поль­зу­ет отдельные ас­пек­ты его уче­ния (напр., клас­си­фи­ка­ция ви­дов че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са). Для ис­то­рии му­зы­ки важ­ное зна­че­ние име­ли клас­си­фи­ка­ция «ро­дов му­зы­ки» (mundana – «ми­ро­вая»; humana – «че­ло­ве­че­ская»; instrumenta­lis – «ин­ст­ру­мен­таль­ная», т. е. любая музыка, в т. ч. вокальная, которую производит человек) и осо­бен­но раз­де­ле­ние му­зы­кан­тов по ро­ду их дея­тель­но­сти – на тео­ре­ти­ков (тех, ко­му «свой­ст­вен­на спо­соб­ность су­ж­де­ния о ла­дах и рит­мах, о ро­дах пес­но­пе­ний, о сме­ше­ни­ях [ро­дов], а рав­но и о сти­хах по­этов») и ис­пол­ни­те­лей (тех, кто «не толь­ко не при­во­дят ра­зум­но­го ос­но­ва­ния сво­ей дея­тель­ности, но и на­чис­то ли­ше­ны со­зер­ца­тель­ной спо­соб­но­сти»). Сре­ди ка­те­го­рий му­зы­ки, де­таль­но рас­смот­рен­ных Б., – «му­зы­каль­ные» чис­ла и про­пор­ции (пол­ная латинская клас­си­фи­ка­ция и узус), ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем, но­та­ция (по Али­пию), ла­ды (в т. ч. фун­даментальная про­бле­ма их ге­не­зи­са из ви­дов ок­тав­но­го кон­со­нан­са).
Т. Ю. Бородай, С. Н. Лебедев

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора
Boethius. The Consolation of Philosophy. (1999)
Theological tractates and The Consolation of Philosophy, translated by H.F.Stewart. (1918)

А. М. С. Боэций. Основы музыки. (2012)
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций. Комментарий к «Категориям» Аристотеля. (2001)
Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. (1990)
Введение в категорические силлогизмы. (1999)
Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. (1970)


Читать далее

Книги