Фихте Иоганн Готлиб
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - немецкий философ. Один из представителей немецкого идеализма и основателей группы направлений в философии, которые развились из теоретических и этических работ Иммануила Канта.
Краткая биография:
Родился 19 мая 1762 года в Бишофсверде в историко-географической области Верхняя Лужица.
Выдающиеся способности мальчика обратили на себя внимание барона фон Мильтица, который однажды опоздал на церковную службу и пропустил проповедь. Фихте обладал феноменальной памятью и слово в слово воспроизвёл эту проповедь для барона, что произвело на последнего большое впечатление, и он позаботился о дальнейшем образовании мальчика.
С 1774 по 1780 год учился в известной земельной школе Пфорта. Затем слушал лекции богословия в Йенском и Лейпцигском университетах.
Повинуясь настояниям матери, Фихте предполагал сделаться пастором, но смерть патрона отняла у него надежду получить желаемое место. Долго боролся с нуждой, давая частные уроки. С 1788 года служил домашним учителем в Цюрихе, где познакомился с Лафатером и Песталоцци, а также с Иоганной Рейн (племянницей Клопштока), на которой впоследствии женился.
В 1790 году Фихте познакомился с критической философией: до этих пор увлекался Спинозой и отвергал свободу воли. Особенно поразила его этическая сторона Кантовской философии: примирение антиномии свободы и необходимости и связанное с ним сознание возможности нравственности. Этические стремления являлись для Фихте коренными источниками философского творчества. Неотделимость моральной стороны личности от развиваемых ею взглядов выразил в словах: «какую философию изберёшь, зависит от того, что ты за человек».
В 1791 году приехал в Кёнигсберг, где познакомился с Кантом, которому прислал рукопись «Опыт критики всякого откровения». Кант одобрил его труд и подыскал для него издателя. Сочинение появилось в свет анонимным и было встречено публикой с величайшим сочувствием: оно было принято за произведение самого Канта по философии религии, которое ожидалось с нетерпением. Когда недоразумение выяснилось, Фихте сразу прославился.
С 1794 по 1799 годы Фихте читал лекции в Йенском университете. В 1798 году подвергся вместе с Карлом Форбергом обвинению в атеизме по анонимному доносу за статью «Об основании нашей веры в божественное мироправление», представлявшую введение к статье Форберга «Развитие понятия религии». Фихте заявил, что не признаёт себя виновным и, в случае получения публичного выговора, выйдет в отставку, что и было им сделано, когда он не нашёл поддержки со стороны своих университетских товарищей; даже Гёте находил, что о предметах, которых коснулся Фихте, «было бы лучше хранить глубокое молчание».
В 1799-м, в Берлине, куда он отправился, к нему сочувственно отнеслись и король, и общество. Близко сошёлся с Шлегелями, с Фридрихом Шлейермахером, и вскоре стал читать публичные лекции, привлекавшие многочисленную аудиторию.
В 1805-м начал читать лекции в Эрлангене. Наступление французов вынудило его перебраться в Кёнигсберг, где он недолго читал лекции и готовил свои «Речи к немецкому народу», произнесённые им в Берлинской академии зимой 1807-1808 годов.
В Берлине стал масоном, вступив в масонскую ложу «Пифагор к пламенеющей звезде», оставался её членом до кончины.
В 1809 году был основан Берлинский университет, где Фихте занял кафедру философии.
Умер 27 января 1814 года в Берлине, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военных лазаретах.
Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. (2010)
Фихте И.Г. Избранные сочинения. (1916)
Фихте И.Г. О назначении ученого. (1935)
Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. (1906)
Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. (2009)
Фихте И.Г. Сочинения: в 2-х томах. (1993)
Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801. (1995)
Фихте И.Г. Факты сознания. (1914)
Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. (1937)