Целлер Эдуард Готтлоб
Эдуард Готтлоб Целлер (1814-1908) - немецкий историк философии, протестантский богослов и философ. Известен как автор выдающегося труда «Философия греков в её историческом развитии» (1844-52).
Краткая биография:
Родился 22 января 1814 года в Клейнботваре, в семье чиновника самым младшим ребёнком в многодетной семье. Посещал евангелическую семинарию (среднюю школу) в Маульбронне в течение четырех лет с 1827 года. С 1831 года изучал теологию и философию в Тюбингене и жил в Тюбингерском Штифте. Там присоединился к братству «Patrioten Tübingen» в 1831 году. Ближе познакомился с Давидом Фридрихом Штраусом и Фридрихом Теодором Фишером. Получил докторскую степень в 1836 году, защитив диссертацию о сочинении Платона Nomoi. Получил хабилитацию в 1840-м. Как представитель тюбингенской школы применял методы историко-критических классических исследований.
В 1847 году вместе со своим учителем Фердинандом Христианом Бауром издал орган Младшей Тюбингенской школы «Богословские ежегодники», существовавший с 1842 года. Основал «Ежегодники современности» в 1843 году.
В Бернском университете преподавал как полный профессор с 1847 года, это привело к так называемому Zellerhandel теологии, а затем в 1849-м к переезду в Марбург.
В 1847 году женился на Эмили Баур, дочери Фердинанда Кристиана Баура.
В Марбурге его приняли на теологическую кафедру, которую он, увы, не смог занять из-за возражений против его либерального богословия и историко-критических подходов к исследованию. По указу правительства ему пришлось перейти на философский факультет.
В Гейдельберге преподавал с 1862 по 1872 год как профессор философии.
Темой своей инаугурационной речи «О значении и задаче эпистемологии» он, наконец, ввел термин эпистемология в немецкую литературу.
В систематической философии, которую изложил в своем письме 1862 года «О значении и задачах гносеологии как первых точных объектах и понятиях гносеологии».
С 1871 по 1872 год представлял Гейдельбергский университет и был членом Первой палаты Ассамблеи поместий Бадена.
В Берлине преподавал философию в Университете Фридриха-Вильгельма с 1872 по 1894 год, произнеся свою инаугурационную речь на тему «О современном положении и задачах немецкой философии».
В 1864-м был принят в Прусскую, в 1873-м в Баварскую и в 1890-м в Австрийскую академии наук.
В 1877 году был награжден орденом Pour le Mérite за науку и искусство.
С 1895 года жил в Штутгарте. В 1888 году вместе со своим учеником Людвигом Штейном основал Архив истории философии. Его первый вклад в эту серию был озаглавлен «История философии, ее цели и пути». Во время своего пребывания в качестве профессора в Марбурге основал вместе с Генрихом фон Сибелем благотворительную организацию, которая обеспечивала бедняков города едой и другими предметами первой необходимости.
Был крупным представителем историко-критического метода. В богословии занимался вопросами раннего христианства. В философии ориентировался сначала на Гегеля, а затем на Иммануила Канта.
Является одним из первых представителей неокантианства и неокритицизма. Также является одним из самых важных историков древнегреческой философии. Его многотомный труд «Философия греков» в своем историческом развитии до сих пор имеет многочисленные издания и переиздания, переведен на разные языки.
Умер в Штутгарте 19 марта 1908 года.
Книги автора
Zeller Ed. David Friedrich Strauss in seinem Leben und seinen Schriften. (1874)Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. (1856—1868, 1876—1882)
Zeller Ed. Die Politik in ihrem Verhältniss zum Recht. (1868)
Zeller Ed. Staat und Kirche. (1873)
Zeller Ed. Über die Gründe unseres Glaubens an die Realität der Außenwelt. (1884)
Zeller Ed. Über die Messung psychischer Vorgänge. (1881)
Zeller Ed. Über teleologische und mechanische Naturerklärung. (1876)
Zeller Ed. Ueber Ursprung und Wesen der Religion. (1877)
Очерк религии и философии римлян. По Целлеру, Деллингеру и др. (1881)
Целлер Э. Гимназия и университет [К вопросу о школьной реформе]. (1893)
Целлер Э. История философии, ее цели и пути (1888). (2006)