Прутков Козьма

Прутков Козьма
Козьма Петрович Прутков - литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875), братья Алексей (1821-1907), Владимир (1830-1884) (наибольший в количественном исчислении вклад) и Александр (1826-1906) Жемчужниковы (фактически - коллективный псевдоним всех четверых)

Об авторе:

Писатель Козьма Прутков, придуманный группой единомышленников, - явление в нашей литературе уникальное. Ни до, ни после него не было случая, чтобы литературный псевдоним приобрёл такую самостоятельность, когда известные писатели могли издавать под именем вымышленного лица особое «собрание сочинений», снабжённое к тому же портретом и подробной биографией.
К.П. Прутков - равноправный член семьи реально живших русских литераторов. Его имя занимает законное место в литературном алфавите наряду с подлинными именами его главных «опекунов»: А.К. Толстого и братьев Алексея, Владимира и Александра Михайловичей Жемчужниковых. Они называли себя «лицами, создавшими и разработавшими литературную личность Козьмы Пруткова».
Своим «талантом» К. Прутков обязан прежде всего А.К. Толстому. Известно, что им написаны «Юнкер Шмидт», «Мой портрет», «Эпиграмма № 1».
Александру Жемчужникову принадлежит первая басня, положившая начало творчеству Козьмы Пруткова.
Владимир Жемчужников стал организатором публикаций вымышленного поэта. Это он подготовил «Полное собрание сочинений» директора Пробирной Палатки, да и сама эта должность, а следовательно, львиная часть биографии поэта-сановника придумана им.
Большая часть сведений о жизни Пруткова стала известна из «Биографических сведений о Козьме Пруткове» (включавших «Некролог Козьмы Петровича Пруткова»), опубликованных после его «смерти».
Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой около Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года. Имел поместье в хуторке Пустынька около железнодорожной станции Саблино. По посмертному утверждению медиума получил домашнее образование от приходского священника, имел хорошие оценки.
Провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе.
В 1820 году поступил на военную службу в гусарский полк «только ради красивого мундира» и пробыл на службе два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля 1823 года после товарищеской попойки Пруткову привиделся сон: он увидел перед собой голого бригадного генерала в эполетах, который, не дав Пруткову одеться, повёл его на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материалы, показывая их ему и даже прикладывая некоторые из них к его телу. Вдруг от прикосновения самого дорогого материала Прутков ощутил сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению, но, часто рассказывая о нём впоследствии, всегда начинал волноваться и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную палатку, где и останусь навсегда!» Действительно, устроившись в одну из Пробирных палаток (являвшуюся частью Департамента горных и соляных дел в Министерстве финансов) в 1823 году, оставался в ней сорок лет, до самой смерти.
В Пробирной палатке дослужился до действительного статского советника и получил наивысшую должность - стал её директором (на самом деле такой должности там не существовало; Пробирная палатка управлялась обер-контролёром проб). Награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.
Прутков был очень доволен своей службой. Только в период подготовки реформ Александра II он растерялся: сначала стал роптать, повсюду заявляя о преждевременности любых реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!». Однако потом, когда реформы оказались неизбежными, старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты браковали из-за очевидной невозможности их выполнения. Объяснял это завистью, неуважением к опыту и заслугам, стал впадать в уныние и отчаяние. В один из таких моментов он написал мистерию «Сродство мировых сил». Вскоре, однако, успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу. Снова стал писать проекты, но уже ограничительного характера, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание ожидать значительного повышения по службе.
Внезапный апоплексический удар, постигший его в своём директорском кабинете, привёл к смертельному исходу 13 января 1863 года.
После того, как сочинения Пруткова стали популярными, под данным псевдонимом самовольно публиковалось большое количество произведений сатирического характера других авторов. Братья Жемчужниковы в 1883 году вынуждены были обратиться в СМИ для опровержения причастности настоящих авторов Козьмы Пруткова к данным произведениям.
Согласно нескольким свидетельствам современников, некоторое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принадлежало Александру Аммосову, который сам нередко выступал под псевдонимом «Последователь Козьмы Пруткова» в «Современнике». Наиболее определённо об этом высказался Пётр Шумахер (в 1884 году).
Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (соученик Лермонтова и известный острослов) в своём письме к художнику-искровцу Николаю Степанову(1859). В примечаниях к «Полному собранию сочинений Козьмы Пруткова» Б. Я. Бухштабом утверждается, что басня «Пастух, молоко и читатель» была прислана в редакцию «Свистка» анонимно. Тем не менее, обе басни вошли в сборник под редакцией братьев Жемчужниковых в 1884 году, в котором причастными к творчеству Пруткова назывались только Алексей Толстой, Алексей Жемчужников, Владимир Жемчужников, Александр Жемчужников и Пётр Ершов (несколько куплетов), и утверждалось, что «никто - ни из редакторов и сотрудников журнала „Современник“, ни из всех прочих русских писателей - не имел в авторстве Козьмы Пруткова ни малейшего участия».
Об участии своего брата Александра Владимир Жемчужников писал так: «Брат мой Александр вовсе не обладает литературным дарованием и никогда не был разборчив в смешном; поэтому он никогда ничего не мог написать один, но из массы его шуток бралось иногда нами кое-что и отделывалось. Так написаны 3 первые басни, при его участии, братом моим Алексеем; а комедия „Блонды“ - под непосредственным руководством моим и с некоторыми дополнениями брата Алексея».
Есть вероятность, что в кружке «прутковцев» также принимал участие М. Н. Лонгинов, часто совершавший «проказы» в Санкт-Петербурге в компании с Толстым, братьями Жемчужниковыми и Пыпиным.
По убеждению литературоведа П. Н. Беркова «Прутковым должно именовать то, что написано было кружком его „опекунов“ коллективно или каждым из них в отдельности за подписью Пруткова или же, наконец, предполагалось ко включению в Пруткова…».

Книги автора

Эссе:
«Выдержки из записок моего деда»
«Проект: о введении единомыслия в России»
Драматические произведения:
«Блонды». Драматическая пословица, в одном действии
«Спор древних греческих философов об изящном». Драматическая сцена из древнегреческой классической жизни в стихах
«Черепослов, сиречь Френолог». Оперетта в трех картинах (Сочинение Петра Федотовича Пруткова)
«Опрометчивый Турка, или: Приятно ли быть внуком?» Естественно-разговорное представление
«Сродство мировых сил». Мистерия в одиннадцати явлениях
«Любовь и Силин». Драма в трёх действиях
«Торжество добродетели» («Министр плодородия»). Драма в четырёх действиях из французской современной жизни
Собрания сочинений:
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями. — 1-е изд. (1884)
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями. — 12-е изд. (1916)
Козьма Прутков. Полное собрание сочинений / Серия: «Библиотека „Иллюстрированная Россия“». (1937)
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова / Серия: «Библиотека поэта. Большая серия» / Вступ. статья, ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. (1949)
Козьма Прутков. Сочинения Козьмы Пруткова / Прутков Козьма; Толстой Алексей Константинович; Жемчужников Алексей Михайлович; Жемчужников Александр Михайлович; Жемчужников Владимир Михайлович; Вступ. ст. Д. И. Заславского; Подгот. текста, примеч. А. К. Бабореко. (1955)
Сочинения Козьмы Пруткова / авт. примеч. А. К. Бабореко; худож. С. Пожарский. (1959)
Драматические произведения / Козьма Прутков. (1974)
Козьма Прутков. Сочинения Козьмы Пруткова / Вступ. статья В. Сквозникова; Примеч. А. К. Бабореко. (1976)
Сочинения Козьмы Пруткова. / Сост. и послесл. Д. А. Жукова; Примеч. А. К. Бабореко. (1981)
Сочинения Козьмы Пруткова / К. Прутков; худож. Л. Тишков. (1986)
Сочинения Козьмы Пруткова / авт. предисл. Ф. Кривин; авт. примеч. А. Бабореко; худож. Б. Тржемецкий. (1987)
Козьма Прутков. Сочинения / сост. и авт. предисл. С. Дмитренко. (2005)
На иностранных языках:
Козьма Прутков практически неизвестен за рубежом.
Первая книга, посвящённая Пруткову на английском языке: Barbara Heldt Monter, Koz’ma Prutkov. (1972)
На немецкий язык Питер Урбан перевёл некоторые произведения Пруткова, в том числе две пьесы - «Опрометчивый Турка, или Приятно ли быть внуком?» и «Сродство мировых сил», эссе «Проект: о введении единомыслия в России» и афоризмы. Была опубликована книга: Fehler des Todes. Russische Absurde aus 2 Jahrhunderten. Произведения Пруткова в переводе с русского Питера Урбана. (1990)
В 2018 году февральский (90-й) номер немецкого журнала «Шрайбхефт», подготовленный Норбертом Вером, был посвящён Козьме Пруткову.
Сочинения по мотивам:
Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья / Серия: Библиотека «Любителям российской словесности». (1976)
Смирнов А. Е. Козьма Прутков. Жизнеописание + Приложение: Прутковиада. Новые досуги. (2010)
Смирнов А. Е. Прутковиада // Новый мир. (2001)
Достоевский Ф. М. Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга — Гражданин. Газета-журнал политический и литературный. (1878)

Читать далее

Книги

Аудиокниги