Добужинский Мстислав Валерианович
Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) — русский и литовский художник, мастер городского пейзажа. Участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
Краткая биография:
Родился 14 августа 1875 года в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Родом из старинной литовской семьи. После рождения сына родители разошлись, когда мать, артистка, певица ушла из семьи. Генерал был не чужд искусству, любил театр и музыку, посещал выставки и сам периодически рисовал. Отец забрал сына на воспитание, который всё детство делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В возрасте 9 лет впервые приехал в Вильну (Вильнюс). В 1889—1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.
Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». С 1906 года преподавал в художественной школе-студии Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге. Одним из первых оценил талант литовского художника М. К. Чюрлёниса.
В первые годы советской власти художник активно работал, участвуя в оформлении уличных празднеств в Петрограде и занимая ряд ответственных должностей: члена Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, члена Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретаря Особого совещания по делам искусств.
В октябре 1918 года избран учёным хранителем Эрмитажа. Добужинский принимает участие в организации Витебского художественно-практического института, Витебского художественного музея, Музея икон старого Витебска, в организации петроградского Дома искусств, становится заведующим художественной частью Большого оперного театра.
В 1923—1924 годах много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. В Париже проходят его персональные выставки.
За эти годы с иллюстрациями Добужинского выходит довольно много изданий: «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (1905), «Казначейша» М. Ю. Лермонтова (1913), «Новый Плутарх» М. А. Кузмина (1918), «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина (1919), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1921), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1921) и др. С успехом оформляет он и книги для детей: «Свинопас» Г. Х. Андерсена (1917), «Весёлая азбука» Н. Павловой (1924), «Примус» О. Мандельштама (1924). В 1921 г. художник создал серию литографий «Петербург в 1921 году».
В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и навсегда покинул СССР.
Некоторое время жил в Риге, в 1926-м переехал в Париж, где с 1926 по 1929 год работал над оформлением спектаклей в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», над художественным оформлением кинофильма «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» (для парижской фирмы «Сентраль Синема»), участвовал в организации выставки «Мира искусства» (1927), преподавал в Парижской школе декоративного искусства, основанной Н. В. Глобой. От издательства «Плеяда» получил предложение повторить «Белые ночи» в литографии, но проект так и не был осуществлён.
В 1929 году выходит альбом «Биарриц, Шиберта. Гольф и виллы» (Biarritz, Chiberta. Le golf les villas), для которого художник выполнил обложку, форзац, две иллюстрации, пять виньеток и двадцать графических обрамлений. По предложению Вл. Нарбута, для издательства «Земля и Фабрика» создал иллюстрации к книге «Три толстяка» Ю. Олеши (1928).
В 1929—1935 годах жил в Литве, в Каунасе. Преподавал в Каунасской художественной школе, а в январе 1931 года стал главным художником Литовского государственного театра и создал сценографию для 38 пьес. Там же открыл частную школу живописи (1930—1933).
В 1938 году получил приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работал в Англии весной 1939 года. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезхал в США.
Жил в Нью-Йорке. Оформлял спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работал для кинематографа. Оформлял книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» (The Steel Flea) Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).
Последние годы жизни художник провёл в Европе; подолгу жил в Париже, Риме, Лондоне, путешествовал по Италии. Незадолго до смерти возвратился в США. До конца жизни Мстислав Валерьянович оставался в США, общался в основном с русскими эмигрантами.
Последнее интервью дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.
Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.