Сартр Жан-Поль
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905–1980) – французский философ-экзистенциалист, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, социалист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Сартр размышлял о свободе, отчуждении и диалектике, был пацифистом, выступал против агрессии в больших войнах своего времени. Выступал за открытые отношения. В 1952–1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка.
Сартр написал множество литературных и философских работ, из которых самые известные – «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946) и «Тошнота» (1938).
Об авторе:
Родился 21 июня 1905 года в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Учился в лицеях Генриха IV и Монтень.
В 1929 году он познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
В том же году окончил Высшую нормальную школу с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1931—1939 и 1941—1944).
В 1939 году Сартр был призван во французскую армию, где служил метеорологом. Во время службы Сартр много пишет (написанные им тексты позже будут выпущены под названием «Дневники странной войны») чтобы избежать контактов со своими сослуживцами, потому что довольно плохо переносил серьёзные и иерархические отношения, характерные для армии. Был взят в плен немецкими войсками в 1940 году в Паду[18], провёл девять месяцев в качестве военнопленного — в Нанси и, наконец, в Трире, где отошёл от свойственного ему ранее индивидуализма; он рассказывает истории и анекдоты своим сокамерникам, участвует в боксёрских поединках, пишет и ставит спектакль под названием «Бариона, сын грома» для рождественнского вечера.
Именно в этот период Сартр прочитал книгу Мартина Хайдеггера «Бытие и время», которая позже оказала большое влияние на его собственное эссе о феноменологической онтологии. Из-за плохого состояния здоровья Сартр был освобождён в апреле 1941 года. Согласно другим источникам, он сбежал после медицинского визита к офтальмологу. Получив гражданский статус, он восстановил свою должность преподавателя в лицее Пастера близ Парижа и поселился в отеле Mistral. В октябре 1941 года он получил должность, которую ранее занимал учитель-еврей, которому законом Виши было запрещено преподавать в лицее Кондорсе в Париже.
В 1943 году Сартр опубликовал философское исследование «Бытие и ничто» и написал и поставил антифашистскую пьесу «Мухи».
В октябре 1945 года вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes).
Саркастически упомянут в 3-м томе «Архипелага Гулаг» Александра Солженицына.
В 1949 году выступал в качестве защитника СССР и советского строя на процессе Кравченко в Париже. Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. В то время Сартр верил в моральное превосходство Восточного блока, утверждая, что эта вера была необходима «для поддержания надежды» и выступал против любой критики Советского Союза до такой степени, что Морис Мерло-Понти назвал его «ультрабольшевиком». Выражение Сартра «рабочие Бийанкура не должны быть лишены своих надежд» («Il ne faut pas désespérer Billancourt») стало крылатой фразой, означающей, что коммунистические активисты не должны говорить всю правду рабочим, чтобы избежать снижения их революционного энтузиазма.
В 1964 году Сартр выступил с критикой «Секретного доклада» Хрущева, в которой осуждались сталинские репрессии и чистки. Сартр утверждал, что «массы не были готовы воспринять истину».
В 1973 году он утверждал, что «революционной власти всегда нужно избавиться от некоторых людей, которые угрожают ей, и их смерть - единственный способ». Ряд людей, начиная с Фрэнка Гибни в 1961 году, классифицировали Сартра как «полезного идиота» из-за его некритической позиции.
В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.
После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.
В 1960 вышла его работа «Критика диалектического разума». В «Критике» Сартр намеревался дать марксизму более энергичную интеллектуальную защиту, чем он получал до этого; в конце он пришёл к выводу, что представление Маркса о «классе» как объективной сущности было ошибочным. Акцент Сартра на гуманистических ценностях в ранних работах Маркса привел к спору с ведущим левым интеллектуалом Франции 1960-х годов Луи Альтюссером, который утверждал, что идеи молодого Маркса были решительно вытеснены «научной» системой позднего Маркса. В конце 1950-х Сартр начал утверждать, что европейские рабочие классы были слишком аполитичны, чтобы осуществить революцию, предсказанную Марксом, и под влиянием Франца Фанона заявил, что именно обедневшие массы Третьего мира, «настоящие проклятые земли», осуществят революцию. Главной темой политических эссе Сартра в 1960-х годах было его отвращение к «американизации» французского рабочего класса, который предпочел бы смотреть американские телешоу, дублированные на французский, чем агитировать за революцию.
Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Также Сартр отправился на Кубу в 1960-х годах, чтобы встретиться с Фиделем Кастро и поговорить с Эрнесто «Че» Геварой. После смерти Гевары Сартр объявил его «не только интеллектуалом, но и самым совершенным человеком нашего века» и «самым совершенным человеком эпохи»[. Сартр также хвалил Гевару, заявляя, что «он жил своими словами, говорил о своих собственных действиях, а его история и история мира шли параллельно». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота». В частности, он выступал в защиту арестованных членов RAF и персонально Андреаса Баадера.
В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).
Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, Сартр был задержан, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».
Умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.
Экзистенциализм — это гуманизм. М., 1953.
Только правда. М., 1956.
Слова. М., 1966.
Пьесы. М., 1967.
Стена. Избранные произведения. М., 1992.
Герострат. М., 1992.
Тошнота. Избранные произведения. М., 1994.
Проблемы метода. М., 1994.
Ситуации. М., 1997.
Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857. СПб., 1998.
Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
Что такое литература? СПб., 2000.
Портрет антисемита. СПб., 2000.
Последний шанс. СПб., 2000
Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001.
Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940. СПб., 2002.
Слова. Затворники Альтоны. М., 2002.
Бодлер. М., 2004.
Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания. М., 2012
Пьесы. М., 2008.
Человек в осаде. М., 2006.