Шиллер Фридрих
Об авторе:
Родился 10 ноября 1759 года в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 году по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 году академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной.
Окончив курс в 1780 году, получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 году закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначил Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене. Две драмы - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» - были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.
Терзаясь муками неразделенной любви, Шиллер охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кернера, и более двух лет гостил у него в Лейпциге и Дрездене.
В 1789 году получил место профессора всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э. фон Шиммельман в течение трех лет (1791-1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».
Интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796) - «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии».
Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта. Кроме философской поэзии, создал и чисто лирические стихи - короткие, песенного характера, выражающие личные переживания.
В 1796 году основал еще одно периодическое издание - ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения.
В поисках материалов обратился к И. В. Гёте, с которым познакомился после возвращения Гёте из Италии, но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. Так называемый «балладный год» (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в том числе у Шиллера - «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А. Жуковского.
В 1799 году герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, так как преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 году, император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.
Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел; у него развился туберкулез. Умер в Веймаре, 9 мая 1805 года.
Наиболее известные произведения:
Пьесы:
1781 - «Разбойники»
1783 - «Заговор Фиеско в Генуе»
1784 - «Коварство и любовь»
1787 - «Дон Карлос, инфант испанский»
1797-1799 - драматическая трилогия «Валленштейн»:
- Лагерь Валленштейна
- Пикколомини
- Смерть Валленштейна
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1803 - «Мессинская невеста»
1804 - «Вильгельм Телль»
«Деметриус» (не была окончена из-за смерти драматурга)
Проза:
«Преступник из-за потерянной чести» (новелла, 1786)
«Духовидец» (роман, окончен Хансом Хайнцем Эверсом)
Eine großmütige Handlung
Философские работы:
Philosophie der Physiologie (1779)
О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)
Augustenburger Briefe (1793)
О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)
Kallias-Briefe (1793)
Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)
О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
О возвышенном / Über das Erhabene (1801)
Исторические труды:
История отпадения соединённых Нидерландов от испанского владычества (1788)
История Тридцатилетней войны (1791)
Переписка:
И.-В. Гёте Ф. Шиллер. Переписка / Перевод с немецкого и комментарий И. Е. Бабанова. (1988)
Адаптация произведений Шиллера в музыке:
1815 - «Ода к радости», «Прощание Гектора», «Водолаз», песни Ф. Шуберта
1816 - «Рыцарь Тогенбург», песня Ф. Шуберта
1824 - Симфония № 9 Л. ван Бетховена
1829 - «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
1835 - «Мария Стюарт» (опера), композитор Г. Доницетти
1845 - «Жанна д`Арк» (опера), композитор Дж. Верди
1847 - «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
1849 - «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
1850 - «Перчатка», песня Р. Шумана
1865 - «Ода к радости», кантата П. И. Чайковского
1867 - «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
1868 - «Фиеско» (опера), композитор Э. Лало
1878 - «Заключительная сцена из „Мессинской невесты“, по Шиллеру», кантата А. К. Лядова
1879 - «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
1881 - «Нения», кантата И. Брамса
1882 - «Димитрий» (опера), композитор А. Дворжак
1882 - «Ода к радости», кантата П. Масканьи
1883 - «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
1902 - «Кубок», кантата А. С. Аренского, посвящена памяти В. А. Жуковского
1955 - «Элегические гимны», композитор К. Орф
1956 - «Нении и дифирамбы», композитор К. Орф
1957 - «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
1978 - «Мария Стюарт» (опера), композитор Р. Твардовский
1980 - «Мария Стюарт» (опера), композитор С. М. Слонимский
2009 - «Ode an die Freude», кантата В. Полевой