Гердер Иоганн Готфрид
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) - немецкий мыслитель и богослов, историк культуры. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения.
Краткая биография:
Родился 25 августа 1744 года в Морунгене, (Восточная Пруссия), в протестантской семье бедного школьного учителя. Его мать происходила из семьи сапожника, а отец был также церковным звонарём.
В ходе Семилетней войны 1756-1763 годов территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками. В 1762 году Гердер с подачи русского военного врача отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, однако вскоре предпочёл теологический факультет, который окончил в 1764 году. Там слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, а также брал уроки языков у И. Г. Гамана. Оба оказали на Гердера значительное влияние, тогда же увлёкся идеями Руссо.
В 1764 году уехал в Ригу, где при содействии Гамана занял место преподавателя в соборной школе, а после сдачи в следующем году богословского экзамена также служил пасторским адъюнктом.
В 1767 году получил выгодное предложение в Петербурге, но не принял его.
Увлечённость Гердера просветительскими идеалами привела к напряжённым отношениям с рижским духовенством, и в 1769 году он подал в отставку.
На протяжении двух лет путешествовал по Франции, Голландии, Германии. В Париже познакомился с Дидро и Даламбером, в Гамбурге на Гердера оказал большое влияние Лессинг, а в 1770-м познакомился в Страсбурге с молодым Гёте; их общение способствовало возникновению литературного движения «Буря и натиск».
В 1771-1776 годах - советник консистории в Бюкебурге. В 1776-м переселился в Веймар, где благодаря содействию Гёте получил должность генерального суперинтенданта, то есть первого духовного лица герцогства (занимал эту должность до самой смерти).
В 1788-1789 годах путешествовал по Италии.
Поздние годы Гердера были омрачены конфликтом с его учителем Кантом, который в своих рецензиях на трактаты Гердера выявил слабые стороны его учения: «прекраснодушие, конструирование на основании непроверенных гипотез, бездоказательный телеологизм».
Последними его большими трудами (если не считать богословских произведений) стали «Письма для споспешествования гуманности» (1793-1797) и «Адрастея» (1801-1803), направленная главным образом против романтизма Гёте и Шиллера.
Философию позднего Канта резко отклонил, назвав его исследования «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием». В частности, Гердер считал, что животные являются для человека «меньшими братьями», а не только «средством», как считает Кант: «Не существует добродетели или влечения в человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире животных».
Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей, космополитической гуманности. Гуманность трактовал как осуществление гармонического единства человечества во множестве самостоятельных индивидов, каждый из которых достиг максимальной реализации своего уникального предназначения. Более всего в представителях человечества Гердер ценил изобретательство.
Умер 18 декабря 1803 года в Веймаре.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Гердер И.Г. Избранные сочинения. (1959)Гердер И.Г. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). (1901)
Гердер И.Г. История еврейской поэзии. (1875)
Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. (1829)
Гердер И.Г. Сид. (1903)
Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка. (2007)