Дильтей Вильгельм
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ-идеалист. Представитель философии жизни, литературовед, который впервые ввёл понятие так называемых наук о духе, оказал огромное влияние как на современные исторические науки в Германии, так и на литературоведение.
Краткая биография:
Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви.
Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864 году, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета.
В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882.
Обладал острым и проницательным историческим чутьем, которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества, объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и умирающее.
Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие "наук о духе". Желание понять смысл исторического исследования побудило его заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания, который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания.
Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать "критику исторического разума", и Дильтей восполняет этот пробел во "Введении в науки о духе" (1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм (позитивизм), объективный идеализм (пантеизм) и идеализм свободы (теизм). От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно, не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта, но требует более конкретного философского основания - целостного контекста жизни, определяющего существование человека.
Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к "экзистенциальной философии", в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь. Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде - "Строение исторического мира в науках о духе" (1910).
Умер в Зейсе близ Больцано (Австрия) 1 октября 1911.
Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. (2000)
Дильтей В. Категории жизни. (1995)
Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. (1988)
Дильтей В. Основная мысль моей философии. (2001)
Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания. (2001)
Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. (2004)
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. (2000)
Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Сущность философии = Das Wesen der Philosophie. (2001)
Дильтей В. Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах. (1912)