Тейяр Пьер де Шарден

Тейяр Пьер де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог.

Краткая биография:

Родился 1 мая 1881 года в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвёртый из одиннадцати детей. В 1892 году поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.
С 1899 по 1901 год учился в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата принёс первые обеты и в 1901-1902 годах продолжал философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 год преподавал физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 году его направили в Гастингс (Англия, графство Суссекс) изучать теологию. В августе 1911 года, в возрасте 30 лет, рукоположен во священники.
Во время учёбы в Гастингском колледже иезуитов подружился с Чарльзом Доусоном, «открывшим» скандально известного Пилтдаунского человека. В 1912 году участвовал в раскопках в Пилтдаунском гравийном карьере вместе с Доусоном и Артуром Вудвордом.
С 1912 по 1914 год работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля (крупного авторитета в области антропологии и археологии), вместе с которым принимал участие в раскопках на северо-западе Испании.
В декабре 1914 года был призван в армию, служил санитаром-носильщиком. Прошёл всю войну, получил Воинскую медаль и орден Почётного легиона. Именно во время войны (1916) написал первое эссе «La vie cosmique» («Космическая жизнь») - философские и научные размышления о мистике и духовной жизни.
В мае 1918 года принёс вечные обеты в Сент-Фуа-де-Лион. В августе 1919-го, будучи на острове Джерси, написал эссе «Puissance spirituelle de la Matière» («Духовная сила материи»).
С 1920 года продолжал обучение в Сорбонне, в 1922-м защитил докторскую диссертацию в Парижском католическом университете в области естественных наук (геология, ботаника, зоология) по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и там же получил назначение на должность профессора кафедры геологии.
В 1923-м отправился в исследовательскую экспедицию в Тяньцзинь (Китай). Во время экспедиции, в пустыне Ордос, написал несколько статей и эссе, в том числе «La Messe sur le Monde» («Вселенская литургия»). Его статья, посвящённая проблеме первородного греха, не была понята в теологических кругах, концепцию сочли противоречащей учению Католической церкви, и генерал ордена Влодзимеж Ледуховский запретил ему публикации и публичные выступления.
В итоге, в апреле 1926 года вновь был направлен на работу в Китай, где провёл в общей сложности 20 лет. До 1932 года работал в Тяньцзине, затем - в Пекине. С 1926 по 1935 год принял участие в пяти геологических экспедициях по Китаю, в результате которых внёс ряд уточнений в геологическую карту страны.
С 1926 по 1927 год находился в восточной Монголии и в эти же годы создал первую большую работу - философско-теологическое эссе «Le Milieu divin. Essai de vie interieure» («Божественная среда. Очерк о внутренней жизни»).
В 1929 году, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, вместе с коллегами обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки получил широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 году того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём.
В последующие годы работал советником в национальном геологическом департаменте Китая, принимал участие в научно-исследовательских экспедициях (Китай, Центральная Азия, Памир, Бирма, Индия, Ява), бывал во Франции, ездил в США.
С 1938 по 1939 год работал в Париже, в журнале «Etudes» (интеллектуальный центр парижских иезуитов), ему было позволено возобновить цикл лекций и семинаров.
В июне 1939-го вернулся в Китай.
С 1939 по 1946 годы, во время Второй мировой войны, находился в вынужденной изоляции, в Пекине, живя в посольском квартале. В 1940 году основал вместе с Пьером Леруа в Пекине геобиологический институт, а в 1943-м - тоже с Леруа - начал выпускать новый журнал «Геобиология». В эти годы (1938-1940) создал своё главное произведение - «Le Phenomene humain» («Феномен человека»).
В мае 1946 года вернулся во Францию, возобновил контакты в научных кругах, в апреле 1947 года принял участие в конференции по эволюции, организованной парижским Музеем естественной истории, в июне собирался в экспедицию в Южную Африку, но из-за сердечного приступа был вынужден от этого отказаться. В 1950 году, в возрасте 70 лет, Тейяра избрали во Французскую академию наук, но запрет на публикации и публичные выступления по-прежнему остались в силе. В 1952-м, покинул Францию и уехал работать в США, в Нью-Йорк, по приглашению Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена. Участвовал в нескольких экспедициях в Южную Африку. В 1954 году провёл два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.
Умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения».

Дополнительная информация об авторе:
овая философская энциклопедия
Книги автора

Феномен человека. М., 1987.
Божественная среда. М., 1992, 2021.
Гимн вселенной // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 300—316.
Время выбора. Возможный смысл войны // Начало. 1994. № 1.

Читать далее

Книги