Шлегель Фридрих
Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель (1772-1829) - немецкий писатель, поэт, критик и философ, лингвист, педагог.
Краткая биография:
Родился 10 марта 1772 года в Ганновере. Родители советовали ему заняться торговой деятельностью. Обучался юриспруденции в Лейпциге, позже вместе с братом Августом изучал филологию в Геттингене. Но больше всего его интересовали древняя литература и древние языки. Окончив университет, продолжил заниматься изучением древности. Замыслил изложить с научной точки зрения историю греческой поэзии, по примеру сочинений Винкельмана, отображавших греческое искусство в научной форме изложения. Изучал философию Платона.
В 1794 году опубликовал в «Берлинском Ежемecячном Журнале» за ноябрь, статью «О школах греческой поэзии», в которой классифицировал поэзию Греции. Разграничил периоды греческой поэзии на ионический, дорический, аттический и александрийский. Все более и более увлекаясь древнегреческой литературой и философией, изучал становление диалектов древнегреческого языка, рассматривая его появление, как естественное проявление речевых способностей. Изучал философию Канта.
Сравнивая изящество греческой поэзии, Шлегель страстно желал преобразить немецкую поэзию, придать ей легкости и красоты. Это желание породило критику немецкой поэзии, выражавшуюся в очередных статьях.
В 1796-м опубликована статья «Об изучении греческой поэзии», основная мысль которой - побуждение, направленное к литераторам, чтобы изменить стиль написания немецкой поэзии. Призывал изучать древнюю поэзию греков, чтобы совершенствовать современную немецкую, с его точки зрения искусственную поэзию. Приводил в пример стиль написания трагедий Софокла, указывая на их красоту, благодаря идеалистической натуральности и объективным образам; предлагал метод изменения современной немецкой литературы - подражая древним грекам в идеалистических описаниях, при этом отсеивая примесь греческого мифического колорита.
В этом же году переехал к брату в Йену. Напечатал критический отзыв на сочинения Шиллера «Альманах муз», где плохо отозвался о Шиллере не только, как поэте, но и затронул нравственное поведение его, как человека. Позже Шлегель пытался похвалами сгладить эффект своей критики, но назад слов не воротишь, хотя его брат Август, всячески отговаривал его от публикации той заметки о Шиллере.
Рассмотрение философских воззрений Фихте, последователя Канта, оказало на Шлегеля колоссальное влияние. С этого периода Шлегель обратился к романтизму.
В 1797-м переехал в Берлин, где присоединился к кружку свободомыслящих. В кружке были такие женщины, как Генриетта Герц, Рахель Левин, Доротея Фейт. Шлегель выступал против представителей классицизма. Опубликовал статью о Лессинге, в которой превозносил его за смелость и революционный настрой в отношении школы классицизма.
Писал, о людях, прикрывающих пошлость именем Лессинга. Шлегель одобрял афоризмы Лессинга, но не признавал его, как поэта. Сравнивал Лессинга с собой и находил много общего, статью специально писал отрывочными фразами, подражая тем самым Лессингу. Опубликовал в «Атенеуме» статью «Fragmente», написанную после исследования статьи о Шамфоре, его мыслях и афоризмах. В этой статье изложил свой взгляд на поэзию.
Познакомился и завёл близкую дружбу с Шлейермахером, который также увлекался философией, позже Шлегель поселился у него в доме. Под влиянием этой дружбы замыслил соединить философию и поэзию, забывая, что ранее за эту мысль критиковал Шиллера. Его новые идеи связаны с мистикой; пытаясь смешать религию, поэзию и философию - Шлегель пришел к туманным выводам, окутав их вдобавок мистицизмом.
Опубликовал «Идеи о религии» в 5-й книге «Атенеума». В книге утверждал, что религия является центром человеческого разума, а поэзия и философия - ее факторы. Требовал восстановить давно умершие религии, намекая на мистерии, opгии и поклонение языческим или мифологическим богам. Добавив к религии поэтический пантеизм, получил, по мнению Шлегеля - настоящую католическую религию. Таким образом, встал на путь религиозных поисков, а не на развитие искусства.
Становясь старше, увлечение древней поэзией Греции уступило увлечению новейшей поэзией. Писатель сделал заявление, что Шекспир, Данте и Гёте - «великое трезвучие нового времени», тем самым требуя признания значимости новой поэзии, наряду с древней.
С 1799 по 1800 год - опубликован роман «Люцинда», повествующий молодости Шлегеля, о развитии романтических отношений со своей будущей женой Доротеей Фейт. Роман не представлял художественной ценности, но примечательно то, что это был первый шаг зарождения романтизма в немецкой литературе. В романе соблюдены все принципы романтической школы: этические и эстетические.
С женой Доротеей переехал в Йену, где они жили у брата Шлегеля. Брат - Август Шлегель на тот момент занимался разработкой поэтических размеров для стихосложения. Фридрих, как натура увлекающаяся и поддающаяся влиянию, быстро увлекся работой брата и сам начал заниматься тем же.
Опубликовал в «Атенеума» «Разговор о поэзии», где подробно изложил программу развития романтической школы в литературе. Главная мысль публикации заключается в том, чтобы изучать искусство, через его историю.
Исследовал труды Сервантеса, Шекспира, Данте, Боккаччо.
Читал лекции по философии в университете Йены, получил ученую степень. Но лекции особым успехом не пользовались, так как в них было приведено мало фактов, в основном парадоксы, что вызывало жаркую полемику со слушателями.
В 1802 году Фридрих с братом Августом изучали в Дрездене сокровища галереи.
Переехал с женой в Париж, где изучал индийский и персидский языки, словоформы и истории возникновения. Издал журнал «Европа», в котором опубликовал статью «Литература», где уже под влиянием нового увлечения, разделил поэзию на экзотерическую и эзотерическую.
В 1808-м публикует значимое для сравнительного анализа по языкам, сочинение «О языке и мудрости индийцев». Получил место секретаря при императорской канцелярии в Вене, куда и переехал вместе с женой.
В 1809 году используя пафосные прокламации, пророчествовал о политическом возвышении Австрии, был редактором «Австрийской газеты». После провального для Австрии 1809 года, впал в глубокую депрессию и, разочарованный, начал сближаться с церковью. В этом же году принял католицизм.
В 1812 году читаел лекции по литературе, оценивая ее в большей степени с точки зрения религии. Из старых пристрастий и увлечений осталась только страсть к Востоку.
1814 год - кавалер папского ордена Христа.
В 1819 году - посетил Италию с Маттернихом. Вернулся в Вену с идеей объединения всех религий под папский престол.
В 1828-м читал лекции по философии в Дрездене.
Умер в Дрездене 11 января 1829 года.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Schlegel F. Philosophie der Geschichte (1836)Schlegel F. Philosophische Vorlesungen aus den Jahren 1804—06. (1836)
Шлегель Ф. Лекции по истории древней и новой литературы. (1829)