Бердяев Николай Александрович
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - крупнейший русский философ первой половины XX в.
Краткая биография:
Родился 6 марта 1874 в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-94-м учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894-м поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895-м перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897-м за участие в студенческих волнениях арестован и исключён из университета.
В 1900-1902 в ссылке в Вологде; в эти годы отходит от марксизма. С 1904-го в Петербурге совместно с С.Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900-1906 происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма", обращённого как против государственно-церковной традиции, так и марксизма, понимаемого в качестве религии. С 1908-го в Москве сближается с кругом основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е.Н. Трубецкая, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский). В революции 1905-1907-го увидел "две анархии" - красную и чёрную, равно для него неприемлемые (статья "Чёрная анархия", "Слово", 1909. 17 апреля).
Один из инициаторов и авторов сборника "Вехи". В них ответственность за "кризис духа" в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от поиска истины и подчинении "утилитарно-общественным целям" (статья "Философская истина и интеллигентская правда", в сборнике: "Вехи", 1909).
В 1911 в основном завершается формирование философской позиции Бердяева как "метафизики свободы" ("Философия свободы", 1911). 28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в народ ("Самопознание. Опыт философской автобиографии", 1990). Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в её бескровности доказательство того, что "русская абсолютная монархия не была народной и не имела твёрдой опоры в народе" ("Русская Свобода", 1917). Полагал, что в России совершается "не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные" (там же). Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения "восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории", полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, "узурпируют волю народа ... будучи меньшинством", и "на практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически" (там же). Главную опасность "углубления революции" усматривал в её уравнительном пафосе, нарастании насилия и "мобилизации интересов", то есть классовой борьбы, что ведёт "к нравственному падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского общества" (там же).
В июне явился одним из учредителей (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве, В.В. Шульгиным и другими) "Лиги русской культуры", которая должна была начать "среди великого разброда и распада, в единении с пробуждённым и отрезвлённым народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной благородно-национальной форме" (там же).
9 августа на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), которую характеризовал как "комиссию по разделу России" ("Народоправство", 1917).
Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод ("всё происходящее в России – чистейшие призраки и галлюцинации"), лишённый творческого потенциала, подчёркивал, что "чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России" (там же). Считая, что в "Советах крестьянских депутатов сидят не русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые русскому народу", Бердяев призывал к образованию "здоровой национальной демократии с сильным инстинктом национального самосохранения ... с широким базисом в народной массе, с расширенным социальным реформизмом в своей программе" (там же).
В январе 1918 констатировал, что "русская революция одержима страстью к уравнению, она движется чёрной завистью ко всякому ... качественному преобладанию", в ней происходит "подбор худших и низвержение лучших. Грозит опасность гибели нашего культурного слоя" (там же). Бердяев объяснял это тем, что "не только русская интеллигенция ... но и русский народ изменил Церкви и отпал от неё" (там же).
В 1918 избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918/19 организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990), продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.
В 1920 арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским и был выпущен (см.: "Самопознание..."). В сентября 1922 выслан из России, до 1924 жил в Берлине, затем под Парижем (Кламар). Основал и редактировал журнал "Путь" (1925-40).
Умер Бердяев в 1948 году. Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардь.
Основные труды
- Субъективизм и индивидуализм в общественной философии (1901).
- Новое религиозное сознание и общественность (1907).
- Духовный кризис интеллигенции (1910).
- Философия свободы. Москва, 281 с. (1911).
- Смысл творчества. М., 358 с. (1916).
- Судьба России (1918). l прослушать аудиокнигу
- Философия неравенства (1923).
- Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. Берлин, 270 с. (1923).
- Новое Средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. Берлин, 245 с. (1924). l прослушать аудиокнигу
- Философия свободного духа: Проблематика и апология христианства: В 2 ч. Париж. (1927–1928).
- О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Париж, 320 с. (1931). l прослушать аудиокнигу
- Христианство и классовая борьба. Париж, 142 с. (1931).
- Дух и Реальность: Основы богочеловеческой духовности. Париж, 175 с. (1937). l прослушать аудиокнигу
- О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии. Париж, 224 с. (1939). l прослушать аудиокнигу
- Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. Париж, 259 с. (1946). l прослушать аудиокнигу
- Самопознание (1949).
- Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 247 с. (1952).
- Царство Духа и Царство Кесаря. Париж, 165 с. (1951). l прослушать аудиокнигу
- Возможна ли социальная революция. (1917).
- Народ и классы в русской революции. (1917).
- Алексей Степанович Хомяков. (1912). l прослушать аудиокнигу
- Духовные основы русской революции. (1917-1918).
- Миросозерцание Достоевского. (1923).
- Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. (1926).
- О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. (1931).
- Судьба человека в современном мире. (1934).
- Я и мир объектов. (1934).
- Христианское воссоединение : экуменическая проблема в православном сознании: сборник статей. 163 с. (1993).
- Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. (1996).
- Эрос и мораль. 318 с. (2008).
- На пороге новой эпохи : сборник статей (1945-1947 гг.). 159 с. (2008).
- Опыт эсхатологической метафизики. 258 с. (2012).
- Метафизика пола и любви. Самопознание. 224 с. (2014).
- Избранные философские сочинения 1920-х гг. 261 с. (2015).
- Славянофилы и свобода совести : сборник статей 1908-1912 гг. 102 с. (2015).
- Новое христианство : cборник статей 1916-1917 гг. 161 с. (2015).
- О творчестве Ф. М. Достоевского : сборник статей. 395 с. (2015).
- Верующий вольнодумец: сборник критических работ о творчестве Н. А. Бердяева. 689 с. (2016).
- Война и возрождение: сборник статей 1913–1915 гг. 160 с. (2016).
- Вселенскость и конфессионализм : сборник статей 1920–1930-х гг. 216 с. (2016).
- Избранные философские сочинения 1930–1940 гг. 247 с. (2016).
- Кризис искусства : сборник статей 1910–1920-х гг. 215 с. (2016).
- Письма. 157 с. (2016).
- Религия воскрешения : сборник статей 1915–1916 гг. 210 с. (2016).
- Философско-публицистические сочинения 1900-х гг. 220 с. (2016).