Грот Николай Яковлевич
Об авторе:
Родился 30 апреля 1852 года в Гельсингфорсе, в семье филолога, академика Я. К. Грота и писательницы Наталии Петровны Семёновой, сестры известных деятелей и писателей Николая Петровича Семёнова и Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.
Учился в гимназии Видемана (1862-1868) и Ларинской гимназии (1868-1871), которую окончил с золотой медалью. Также с золотой медалью за сочинение «Критическое изложение философии пифагорейцев и Платона по XIII и XIV книгам метафизики Аристотеля» окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
После годичной стажировки, на собственные средства, в Берлине и Страсбурге (у Вальдейера) в июне 1876 года был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора Нежинского историко-филологического института, где на кафедре философии преподавал психологию, логику и историю философии; с сентября 1878 года по сентябрь 1881 года состоял учёным секретарём института; с сентября 1881 года в течение года был в заграничной командировке с целью подготовки докторской диссертации.
Магистерскую диссертацию на тему «Психология чувствований в её истории и главных основах» защитил в Киевском университете в мае 1880 года ; в феврале 1883-го - докторскую «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов».
С декабря 1879-го занимал должность ординарного профессора Нежинского института.
В 1883-1886 годах заведовал кафедрой философии Новороссийского университета в Одессе, с августа 1886-го - ординарный профессор Московского университета, где до самой смерти работал на кафедре философии.
Неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» («Revue philosophique») под редакцией академика Теодюля Рибо.
В феврале 1888 года был избран председателем Московского психологического общества.
В 1889-м основал журнал «Вопросы философии и психологии», который и возглавлял с 1889 до 1896 года.
В ранний период под влиянием К. Д. Кавелина взгляды Грота тяготели к позитивизму. В дальнейшем взгляды Грота изменились, и он стал заниматься метафизикой на основе данных опытной науки (так называемому монодуализму) и к поиску естественнонаучных оснований для этики и аксиологии. Пытался интегрировать системы Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана. Признавал реальность сознания Вселенной, а человека наделял сверхвременным началом, вложенным в него Богом. Развивал психическую теорию, в которой в качестве единицы анализа выделял «психический оборот», в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету).
В философии свой метод называл методом «субъективной индукции». В качестве критерия выставлял закон «однообразия природы», но истолковывал его идеалистически, как один из моментов переживания человека.
Пытался реформировать логику, исходя из того, что все умственные процессы однородны и сводятся к шести первоначальным формам: ассоциации, диссоциации, дизассоциации, интеграции, дезинтеграции и дифференциации, из которых основной является ассоциация. Первые три формы, это процессы суждения, а остальные три формы - процессы умозаключения. Суждение, по Гроту, имеет два подлежащих, и кроме того, заключает в себе представление об отношении между подлежащими. Индукцию он называл методическим синтезом. А дедукцию - методическим анализом.
Грот показал несостоятельность метафизического, эмпирического, формального и психологического истолкований формально-логических законов мышления. Подверг обстоятельной критике современные ему логические концепции, но пытался свести логику к разделу психологии.
Интересные факты:
- Н. Я. Грот - автор ряда статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона».
- В 1911 году публичную библиотеку в Нью-Йорке перевели из двух старых в одно новое здание. Число томов составило почти 2 миллиона, и первой книгой, которую затребовали в новом читальном зале в 9 часов 8 минут утра, оказалось сочинение Н. Грота на русском языке «Нравственные идеалы нашего времени». Об этом факте написал в своей статье «Что можно сделать для народного образования» (1913) В. И. Ленин.
Умер 4 июня 1899 года в селе Кочеток, Змиевского уезда Харьковской губернии.
Отдельные издания:
К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов. (1882)
Джордано Бруно и пантеизм. (1885)
Значение чувства в познании и деятельности человека. (1889)
Очерк философии Платона. (1896)
Грот Н. Я. Сочинения в 4-х томах. (2013)
Статьи:
Сновидения как предмет научного анализа. (1878)
Философия как ветвь искусства // Мысль. (1880)
Отношение философии к науке и искусству. (1883)
К вопросу о реформе логики. (1882)
Философия и её общие задачи. (1904)
О направлении и задачах моей философии. (Ответ архиепископу Никанору) // Православное обозрение. (1886)
Что такое метафизика // Вопросы философии и психологии. (1890, Кн. 2)
О времени // Вопросы философии и психологии. (1894, Кн.23, 24, 25)
Понятие о душе и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. (1897, Кн. 37, 39)
К вопросу об истинных задачах философии // Философия и её общие задачи. Сборник статей. (1904)
Основания экспериментальной психологии // Вопсросы Философии и Психологии. (1896)
Рукописи:
О философии Платона. Изложение и конспекты. Лекции. (1888)