Борис Робертович Виппер — выдающийся русский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства. Профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии Художеств СССР. В 1906 году Борис Виппер окончил VII Московскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основным учителем Б. Р. Виппера в университете был Н. И. Романов, лекции которого дали Випперу не только обстоятельные знания по истории западноевропейского искусства, но и вызвали преобладающий интерес к двум его классическим периодам — итальянскому Возрождению и Голландской живописи XVII века. Однако первой научной публикацией Б. Р. Виппера стала его работа на античную тему: «Памятник Гарпий» (1908), написанная под влиянием курсов искусства древних эпох другого университетского наставника – В. К. Мальмберга. По завершении обучения Б. Р. Виппер был оставлен при университете. В процессе подготовки к магистерскому экзамену он совершил несколько поездок за границу, работал в библиотеках и музеях Вены, Парижа, Берлина, Италии, Голландии. В это же время он практически изучал живопись в студиях Карла Киша и Константина Юона, а также архитектурное проектирование под руководством архитектора Ивана Рерберга. Для изучения музейного дела Б. Р. Виппер работал хранителем картинной галереи Румянцевского музея и одновременно читал лекции по истории искусства в Народном университете имени Шанявского. Первые же выступления молодого лектора имели большой успех. В 1915 году Б. Р. Виппер cдал магистерские экзамены и был зачислен приват-доцентом Московского университета (1916). Защита его магистерской диссертации на тему «Проблема и развитие натюрморта» произошла уже после революции — в 1918 году. Тогда же он был утвержден в звании профессора Московского университета, где читал курсы и вел семинары вплоть до лета 1924 года. В эти годы лекции Б. Р. Виппера слушали Н. И. Брунов, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, Г. В. Жидков — впоследствии выдающиеся советские искусствоведы. В 1922 году в журнале «Под знаменем марксизма» была напечатана работа В. И. Ульянова (Ленина) «О значении воинствующего материализма», в которой отец Б. Р. Виппера историк Р. Ю. Виппер был объявлен сторонником «теоретико-познавательного критицизма», связанного с достижениями экспериментальной психологии (эмпириокритицизм). Последовавшие вслед за этим идеологические гонения в советской печати вынудили профессора Р. Ю. Виппера подать прошение в Ригу в недавно созданный Латвийский университет. С конца лета 1924 года до середины мая 1941 года отец и сын — Роберт и Борис Випперы — жили и преподавали в Риге. Они стояли особняком к многочисленной российской эмиграции, их присутствие не было замечено практически ни в одной местной русской организации того времени. Б. Р. Виппер вел курсы истории и теории искусств в Латвийском университете и в Академии художеств, и кроме того, специально занимался латышским искусством и фактически положил начало его научной разработке («Латышское искусство», 1927; «Искусство Латвии эпохи барокко», 1937; «Проблемы истории латышского искусства», 1938; «Латвийское искусство. Опыт синтеза», 1940). Менее чем через год после того, как Латвия вошла в состав СССР, отец и сын Випперы были приглашены на постоянную работу в Москву. Перед началом войны, в мае 1941 года Б. Р. Виппер получил должность научного сотрудника секции истории искусств Института истории материальной культуры Академии наук СССР (ИИМК) и кафедру истории искусств в ИФЛИ. В октябре был эвакуирован с Институтом Академии наук в Ташкент, где параллельно заведовал кафедрой истории искусств в Средне-Азиатском государственном университете. Летом 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву, Б. Р. Виппер возглавил кафедру общего (зарубежного) искусствознания искусствоведческого отделения МГУ и был утвержден в ученой степени доктора искусствоведческих наук (диссертацию на степень доктора защитил еще в 1927 году в Каунасе). В том же году Виппер вернулся и к музейной работе, получив должность заместителя директора по научной части в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1944 году искусствоведческий сектор Института истории материальной культуры был переведен во вновь созданный Институт истории искусств Академии наук СССР, и Б. Р. Виппер со времени основания нового института работал в нем до конца дней. За одиннадцать лет работы Б. Р. Виппера в Московском университете на его лекционных курсах и семинарах, посвященных искусству эпохи Возрождения и XVII—XVIII веков, выросла целая плеяда молодых специалистов, многие из которых позднее стали лидерами отечественного искусствознания, видными представителями музейного сообщества, ведущими художественными критиками. Среди них: И. А. Антонова, Е. И. Ротенберг, В. Н. Гращенков, В. Н. Прокофьев, А. А. Каменский, А. М. Кантор, Р. Б. Климов, М. Я. Либман, М. И. Свидерская, И. Е. Данилова Т. П. Каптерева, Ю. К. Золотов. В 1954 году Б. Р. Виппер покинул МГУ в связи с решением об объединении кафедр общего искусствознания и русского искусства в единую кафедру теории и истории искусства под руководством А. А. Фёдорова-Давыдова. Оставив работу в университете, Виппер продолжал воспитание искусствоведческой молодежи в Институте истории искусств Академии наук и в Институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств, где руководил аспирантами, а также в ГМИИ имени А. С. Пушкина, где постоянно наблюдал за деятельностью молодых сотрудников.
Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. (1922; переиздание: 2005) Виппер, Б. Р. Тинторетто. (1948) Виппер, Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. (1956) Виппер, Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. (1957) Виппер, Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640—1670). (1962) Виппер, Б. Р. Проблемы реализма в итальянской живописи XVII—XVIII вв. (1966) Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве. (1970) Виппер, Б. Р. Latvijas māksla baroka laikmetā. (1937) Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. (1970; переиздания: 1985, 2004, 2008, 2010) Виппер, Б. Р. Итальянский ренессанс XIII—XVI вв. — 2-х тт. (1977) Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко. (1978; переиздание: 2008)