Зеньковский Василий Васильевич
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.
Краткая биография:
Родился 16 июля 1881 года в Подольской губернии.
Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником.
Окончил Киевскую 2-ю гимназию. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913-1914-м находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).
В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).
В 1908-м - один из учредителей и заместитель председателя, в 1911-м - председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910-1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 - экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии.
В мае-октябре 1918 года был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского.
В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920-1923 - профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.
В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом Братства Святой Софии и его секретарём.
В 1923-1926 годы - профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.
В 1926-1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.
В 1927-1962 - профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944-1948 и 1949-1962 - декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933-1938 - староста Введенской церкви в Париже.
В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогический кабинет по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась.
С 1936 года - член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.
В 1939-1940 годах, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.
22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.
С февраля по август 1943 года - заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.
С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.
7 января 1944 года возведён в сан протоиерея.
В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949-1952 - благочинный приходов Парижского округа.
В 1953-1958 годах - председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.
Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Зеньковский В.В. Delacroix. La religion et la foi и др. книги. (1926)
Зеньковский В.В. E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. (1934)
Зеньковский В.В. Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932). (1932)
Зеньковский В.В. Heiler. Im Ringer um die Kirche. (1931)
Зеньковский В.В. Hoyle. The teaching of Karl Barth. (1931)
Зеньковский В.В. Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. (1937)
Зеньковский В.В. Irenikon. (1937)
Зеньковский В.В. Maritain. Le songe de Descartes 1932. (1932)
Зеньковский В.В. Oecumenica. (1934)
Зеньковский В.В. Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. (1931)
Зеньковский В.В. Автономия и теономия. (1926)
Зеньковский В.В. Вера и знание. (1953)
Зеньковский В.В. Г.В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. (1931)
Зеньковский В.В. Дар свободы. (1928)
Зеньковский В.В. Е. В. Спекторский. (1975)
Зеньковский В.В. Зло в человеке. (1938)
Зеньковский В.В. Идея всеединства Владимира Соловьева. (1955)
Зеньковский В.В. Кризис протестантизма в Германии. (1934)
Зеньковский В.В. Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? (1932)
Зеньковский В.В. H.О. Лосский: Ценность и бытие. (1931)
Зеньковский В.В. На пороге зрелости. (1955)
Зеньковский В.В. Наша эпоха. (1955)
Зеньковский В.В. О значении воображения в духовной жизни. (1932)
Зеньковский В.В. О чуде. (1928)
Зеньковский В.В. Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия). 1951
Зеньковский В.В. Памяти Митрополита Евлогия. (1947)
Зеньковский В.В. Памяти проф. Г.И. Челпанова. (1936)
Зеньковский В.В. Педагогика. (2002)
Зеньковский В.В. Преодоление платонизма и проблема софийной твари. (1930)
Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. (1953)
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. (2002)
Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. (1933)
Зеньковский В.В. Психология детства. (1923)
Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей. (1925)
Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. (1960)
Зеньковский В.В. Свобода и соборность. (1927)
Зеньковский В.В. Система культурного дуализма. (1929)
Зеньковский В.В. Съезд в Афинах. (1930)
Зеньковский В.В. Типы мировоззрений Н. О. Лосского. (1932)
Зеньковский В.В. Факты и наблюдения (психология современной молодежи). (1927)
Зеньковский В.В. Церковь и школа. (1927)
Зеньковский В.В. Чаадаев как религиозный мыслитель. (1947)