Карташёв Антон Владимирович
Антон Владимирович Карташёв (1875-1960) - российский государственный деятель, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода; министр исповеданий Временного правительства, богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель.
Краткая биография:
Родился 23 июля 1875 года в городе Кыштым, в семье члена земской управы. Окончил Екатеринбургское духовное училище (1888), Пермскую духовную семинарию (1894) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия(1899).
За кандидатскую работу «Славянские переводы творений св. Иоанна Златоуста» награждён премией имени митрополита Иосифа (Семашко). Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской церкви.
В 1900-1905 годах доцент по кафедре истории Русской церкви.
В 1906-1918 годах профессор и заведующий кафедрой истории религии и Церкви на Бестужевских высших женских курсах.
Активный участник Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах. Друг Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Дмитрия Философова, Мариэтты Шагинян; участник религиозной общины, в которую они входили. Председатель Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (1909-1917). Сотрудник издания «Новый путь», печатался под псевдонимом Т. Романский, редактор-издатель газеты «Вестник жизни».
Младший (1906) и старший (1911) помощник библиотекаря, заведующий отделом богословия (1912) Императорской публичной библиотеки, коллежский советник (1907).
Награждён орденами святого Станислава 3-й степени (1911) и святой Анны 3-й степени (1914).
Был членом масонской ложи Великий восток народов России (ВВНР), входил в Верховный совет этой организации с 1905 по 1917 год. После февраля 1917 года вступил в партию кадетов, входил в состав её Центрального комитета, был одним из лидеров правого крыла.
С марта 1917 года - товарищ обер-прокурора Святейшего синода; с июля - обер-прокурор Синода. Первый министр вероисповеданий Временного правительства, участник Всероссийского демократического совещания, работал в I, II, VI, VII и VIII отделах Предсоборного совета. От имени Временного правительства приветствовал 15 августа открытие Всероссийского поместного собора. В 1918 году член Поместного собора, участвовал в 3-й сессии, член XXIII Отдела.
Арестован вместе с другими министрами Временного правительства во время октябрьских событий в ночь с 25 на 26 октября. Пребывал в заключении в Петропавловской крепости. В ноябре об освобождении Карташёва и министра финансов Михаила Бернацкого перед Петроградским военно-революционным комитетом ходатайствовала Александра Коллонтай. При голосовании за освобождение Карташёва высказались четыре члена комитета (против — два). Однако Карташёв отказался выходить на свободу под подписку о невыезде, пока не будут отпущены все оставшиеся арестованные министры Временного правительства.
24 ноября делегаты Поместного собора приняли специальное заявление «для оглашения» в печати: «выражаем твёрдую уверенность, что в деятельности А. В. Карташёва не было ничего, что могло бы явиться предметом общественного суда и запятнать его доброе имя, и имея в виду, что многие товарищи его по кабинету, одинаково ответственные за деятельность правительства, давно уже получили свободу, Всероссийский Церковный Собор настаивает на немедленном освобождении А. В. Карташёва из Петропавловской крепости».
В январе 1918 года был переведён в клинику Герзони, в начале февраля выпущен под обещание не предпринимать активного противодействия советской власти. Из «Крестов» Карташёва повезли не домой, - там ему запрещалось жить, - а на Васильевский остров к профессору Владимиру Бенешевичу; оттуда после четырёхдневного пребывания на профессорской квартире его препроводили ко Льву Карсавину, учёному и педагогу. От Карсавина путь лежал к профессору Платону Жуковичу, а от него к секретарю Религиозно-философского общества Сергею Каблукову.
С июля 1918 года участвовал в 3-й сессии Поместного собора Русской церкви, а также в работе Высшего церковного совета. Известно о нескольких встречах Карташёва с патриархом Тихоном, в ходе которых обсуждались проблемы взаимоотношений Церкви и государства в прошлом и настоящем, проекты создания сети православных братств для сохранения церквей и духовенства от преступных посягательств.
В 1917-1918 годах входил в кружок «Воскресение».
В январе 1919 года выехал из России в Эстонию. В правительстве Николая Юденича занимал пост министра исповеданий.
В 1920 году переехал во Францию, обвенчался с дочерью священника, вдовой расстрелянного подпоручика Павлой Полиевктовной Кириллиной (Соболевой).
Член приходского совета собора св. Александра Невского в Париже, председатель Русского национального комитета (1924-1940); член епархиальных собраний и епархиального совета временного Русского экзархата в юрисдикции Константинпольского патриархата, один из организаторов Русского студенческого христианского движения (РСХД) и издательства «ИМКА-пресс», член редколлегии еженедельника «Борьба за Россию».
В 1921-1939 годах читал лекции на Курсах по вопросам православного мировоззрения, Высших педагогических курсах и богословском факультете Афинского университета, в парижском Русском народном университете, Обществе студентов для изучения и упрочения славянской культуры, Религиозно-философской академии, Кружке к познанию России, в общественных организациях США. В 1922-1939 годах профессор на русском филологическом отделении Парижского университета
В 1923 году участвовал в возобновлении созданного ещё в 1919 году по благословению патриарха Тихона Братства Святой Софии, был автором его устава.
Был одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925-1960). Учениками его являлись Иван Мейендорф, Пётр Ковалевский, Александр Шмеман. В институте запомнился студентам как участник церковного хора и прекрасный чтец ветхозаветных паремий. В 1925 году получил строгий выговор за «недопустимые выступления против церковной власти». С 1925 года профессор по кафедрам Священного Писания Ветхого Завета (до 1947 года) и всеобщей истории Церкви и истории Русской Церкви. В 1939-1944 годах инспектор института, затем доктор церковных наук honoris causa
В ноябре 1936-го участвовал вместе с прот. С. Булгаковым, В. В. Зеньковским, прот. Г. Флоровским в конгрессе православных богословов в Афинах, что свидетельствовало о высоком международном признании богословской школы Свято-Сергиевского института.
В 1946 году участник епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1950-1951 годах участник Византологического конгресса в Палермо и конференции православных и протестантских богословов
Умер 10 сентября 1960 года в Ментоне. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Карташёв А.В. 1400-летие Пятого вселенского собора. (1955)
Карташёв А.В. 1500-летняя годовщина IV вселенского собора. (1953)
Карташёв А.В. Ветхозаветная Библейская критика. (1947)
Карташёв А.В. Влияние Церкви на русскую культуру. (1928)
Карташёв А.В. Воссоздание Св. Руси. (1956)
Карташёв А.В. Временное правительство и Русская Церковь. (1933)
Карташёв А.В. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира. (1947)
Карташёв А.В. Завет Св. кн. Владимира. (1932)
Карташёв А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. (1903)
Карташёв А.В. Личное и общественное спасение во Христе. (1934)
Карташёв А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием. (1951)
Карташёв А.В. На путях к Вселенскому собору. (1932)
Карташёв А.В. Православие и Россия. (1953)
Карташёв А.В. Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене. (1933)
Карташёв А.В. Русская церковь в 1904 г. (1905)
Карташёв А.В. Русское Христианство. (1937)
Карташёв А.В. Св. Великий Князь Владимир — отец русской культуры. (1938)
Карташёв А.В. Судьбы «Святой Руси». (1928)
Карташёв А.В. Толкование 67 псалма. (1947)
Карташёв А.В. Церковь в её историческом исполнении. (1935)
Карташёв А.В. Церковь и государство. (1953)
Карташёв А.В. Церковь и национальность. (1934)