Барт Карл
Карл Барт (1886-1968) - швейцарский реформатский теолог, догматик, один из основателей так называемой диалектической теологии. Его «Церковная догматика» в тринадцати томах, а также, «Послание к римлянам» стали значительным событием в христианском мире XX века.
Об авторе:
Родился 10 мая 1886 года, в Базеле (Швейцария), в семье пастора Иоганна Фридриха Барта и его супруги Анны Катарины Сарториус. Помимо Карла, в семье было ещё четверо детей, из которых Петер также стал богословом, а Генрих - философом. Его родственником был художник Теодор Барт. В 1889 году семья переехала в Берн, в университете которого Фриц Барт получил должность, и в 1895 году ординарную профессуру. В Свободной гимназии Берна будущий богослов получил начальное гуманитарное образование. В школьные годы его интересовала прежде всего история.
В 1900 году основал школьный клуб, в котором выступал с речами. Познакомившись с трактовкой вопроса о существовании Бога Фомы Аквинского, учением о боговдохновлённости Библии и его критикой, решает посвятить себя богословию. По утверждению самого Барта, это решение он принял во время своей конфирмации в 1902 году. После краткосрочного обучения стрельбе, Барт был освобождён в 1905 году от военной службы по причине близорукости.
Изучение богословия начал в университете Берна. Там, проучился пять семестров, затем по одному семестру в университете Берлина, Тюбингена и Марбурга. Учителями Барта в Берлине были Герман Гункель по Ветхому Завету и либеральный богослов Адольф фон Гарнак по Новому, догматику читал Юлий Кафтан.
В 1908-м его назначили помощником пастора реформатской церкви Женевы, и он проповедовал на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В 1911 году Барт переехал в Сафенвил, небольшой городок на границе Швейцарии и Германии, где получил свой приход.
В августе 1914 года, узнав, что почитаемый им учитель Адольф фон Гарнак стал одним из подписантов «манифеста девяносто трёх» в защиту действий Германии в начинающейся Первой мировой войне, решил, что больше не может следовать его пониманию Библии и истории.
Первый крупный труд Барта «Послание апостола Павла к Римлянам» (1918-1922) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчеркивает несоизмеримость Божественного и человеческого: предмет откровения и человеческих знаний различны, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «нет» дерзание, отважный прыжок в пустоту. Во имя такого понимания веры Барт полемизирует с либеральным протестантизмом и католическим религиозным рационализмом. Наряду с этим Барт энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. С 1923 года занимал должности профессора в университетах.
В молодости участвовал в движении христианского социализма (в 1915 году вступил в социал-демократическую партию), а в 1933 году выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму (в это время Барт преподавал в Германии), основал и вдохновлял т. н. Исповедническую церковь, являлся основным автором Барменской декларации. После Мюнхенского соглашения 1938 года одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с позиции «третьего пути», демонстративно поддерживая отношения с теологическими кругами как ФРГ, так и ГДР.
В августе 1945 года заявил, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки фундаментально подвергли сомнению предыдущую этику войны. Критиковал использования ядерного оружия.
С 1946 года читал лекции в Бонне преимущественно перед вернувшимися нетеологами и военнопленными. В своей лекции «Христианское сообщество» и гражданское сообщество он описал «церковь» и «государство» как сообщества с разными основами, но связанными общими задачами. Зная, насколько опасен и под угрозой человек, христианское сообщество утверждает необходимый, временный, демократический правовой порядок для гуманизации и защиты общества: «После того, как сам Бог стал человеком, человек является мерой всех вещей».
В 1962 году Барт, будучи известным не только в протестантском мире, богословом и деятелем, получил приглашение от католиков приехать на Второй Ватиканский собор в качестве одного с наблюдателей от протестантов, но не смог приехать по состоянию здоровья.
Умер 10 декабря 1968 года в своем доме в Базеле. Похоронен на кладбище в Хёрнле.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Публикации на русском языке:
Барт К. Послание к Римлянам. (2005)
Барт К. Мгновения. (2006)
Барт К. Оправдание и право. (2006)
Барт К. Богословие и музыка: Три речи о Моцарте. / Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг. (2006)
Барт К. Вольфганг Амадей Моцарт. (2006)
Барт К. Церковная догматика. — Т. 1. (2007)
Барт К. Введение в Евангелическую теологию. (2006)