Вебер Макс
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (известен как Макс Вебер; 1864-1920) - немецкий социолог, философ, историк, политический экономист.
Краткая биография:
Родился 21 апреля 1864 года, в Эрфурте, центральном городе Тюрингии. Стал первым из семи детей Макса Вебера-старшего, состоятельного и известного государственного служащего, члена Национал-либеральной партии. Мать - Элена (в девичестве Фалленштейн).
Характер занятий Вебера-старшего предопределил политическую и академическую природу семейных дискуссий, салон чиновника собирал множество видных учёных и общественных деятелей.
На Рождество 1876 года тринадцатилетний Макс-младший подарил родителям два исторических эссе, «О направлении германской истории, с особым указанием на фигуры Императора и Папы Римского» и «О римском имперском периоде, от Константина до переселения народов».
Занятия с учителями не производили никакого впечатления и были для него скучны. В то время как преподаватели выражали возмущение столь непочтительным поведением, Вебер-младший втайне прочитал все сорок томов полного собрания сочинений Гёте. Ещё до поступления в университет ознакомился с большим числом произведений других классиков.
В 1882 году поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После годичной службы в вооружённых силах страны Вебер был переведён в Берлинский университет. Первые несколько лет учёбы провёл «употребляя пиво и занимаясь фехтованием». Во время семейных ссор он всё чаще становился на сторону матери, постепенно отстраняясь от отца. Одновременно с обучением в университете работал в качестве младшего адвоката. В 1886-м сдал экзамен, позволявший ему заниматься данным видом деятельности.
Во второй половине 1880-х годов продолжил изучать право и историю. Получил степень доктора юридических наук в 1889 году, защитив историко-правовую диссертацию о солидарной ответственности и раздельных капиталах в торговых компаниях итальянских городов. Данный труд впоследствии стал частью крупной работы «Об истории средневековых торговых компаний, с использованием южно-европейских источников», опубликованной в том же году.
Два года спустя прошёл процедуру хабилитации, темой его новой диссертации стала сельскохозяйственная история Рима и её воздействие на публичное и частное право. Соавтором выступил Август Мейцен.
Став приват-доцентом, преподавал в Берлинском университете и давал консультации правительственным органам.
В 1888 году присоединился к Союзу социальной политики, созданной профессиональной ассоциации немецких экономистов исторической школы. Представители союза придерживались того мнения, что экономическая наука является в первую очередь инструментом для решения социальных проблем соответствующей эпохи.
Тогда же Вебер дебютировал в политике, присоединившись к левоцентристской организации «Евангелический социальный конгресс.
В 1893-1899 годах учёный входил в состав крайне правой политической организации «Пангерманский союз», члены которой протестовали против дальнейшей миграции поляков.
В 1893 году Вебер женился на далёкой родственнице Марианне Шнитгер. Супруга социолога, сама занимавшаяся наукой, впоследствии занялась защитой прав женщин. После смерти Вебера она собирала и публиковала труды мужа, а её биографическая книга пролила свет на многие стороны жизни учёного. Брак Веберов был бездетным, более того, считается, что не последовало даже его консуммации. Женитьба на Шнитгер позволила Веберу обрести долгожданную финансовую независимость, и он наконец смог покинуть дом семьи.
В 1894 году Вебер с женой переехали во Фрайбург, где социолог стал университетским преподавателем экономики. Спустя два года занял аналогичную позицию в Гейдельбергском университете. Там стал центральной фигурой сообщества интеллектуалов, «круга Вебера», объединившем также Марианну, Георга Еллинека, Эрнста Трёльча, Вернера Зомбарта, Марка Блока, Роберта Михельса и Дьёрдя Лукача. Продолжая деятельность в Союзе социальной политики и Евангелическом конгрессе, Вебер сконцентрировался на изучении экономики и истории права.
В 1897-м, через два месяца после тяжёлой ссоры с сыном скончался Вебер-старший. Это обстоятельство положило начало усиливавшимся со временем депрессии, нервозности и бессонницы Максимилиана, что отрицательно сказалось на его способности преподавать. Состояние здоровья вынудило сократить рабочее время и даже прервать учебный курс осенью 1899 года.
После нескольких месяцев в санатории Веберы отправились в конце 1900 года в Италию и вернулись в Хайдельберг лишь весной 1902 года. Тем не менее, уже в следующем году профессор снова отказался от преподавания и не работал со студентами до 1919 года. Хронология тяжёлого периода жизни и прогрессировавших отклонений психики была в деталях описана самим Вебером, однако записи были уничтожены Марианной. Предполагается, что причиной этого поступка стала боязнь огласки психических расстройств учёного, которая позволила бы нацистам запретить его труды.
Если в начале 1890-х годов Вебер был крайне продуктивен, то в 1898-1902-м не опубликовал ни одной работы. Оставив должность профессора в 1903 году, вступил в должность помощника редактора в научном журнале «Архив социальных наук и общественного благосостояния», где работал с коллегами Эдгаром Яффе и Вернером Зомбартом.
Научные интересы Вебера отныне были связаны с фундаментальными вопросами социологии и других общественных наук - его поздние работы представляют исключительный интерес для современных учёных. В 1904 году «Архив» опубликовал некоторые основополагающие работы Вебера, в том числе его самый известный труд - «Протестантская этика и дух капитализма». Именно тогда был заложен фундамент его дальнейших изысканий, посвящённых воздействию культурных и религиозных факторов на формирование экономических институтов и систем. «Этика» стала единственным эссе Вебера того периода, которое было издано в формате книги при жизни социолога. Другие работы, написанные в первые пятнадцать лет XX века и вышедшие в свет уже после смерти автора, связаны с исследованиями в области социологии религии, социологии права и экономической социологии.
В 1904 году посетил Соединённые Штаты и принял участие в Конгрессе искусств и наук, приуроченном к Всемирной выставке в Сент-Луисе. Несмотря на частичное выздоровление, всё ещё не мог возобновить преподавание и продолжал исследования в качестве независимого учёного благодаря наследству, полученному в 1907 году.
В 1909-м, разочаровавшись в деятельности Союза социальной политики, совместно с Рудольфом Гольдшайдом, Георгом Зиммелем, Фердинандом Тённисом и Вернером Зомбартом стал сооснователем Германской социологической ассоциации. Стал первым казначеем этой организации. В 1912 году Вебер вышел из состава ассоциации и предпринял попытку создания политической партии левого крыла, которая объединила бы социал-демократов и либералов. Инициатива не увенчалась успехом, поскольку сторонники либеральной идеологии не разделяли революционных идеалов левых политиков.
После начала Первой мировой войны пятидесятилетний Вебер добровольно поступил на военную службу, получив чин офицера резерва. По долгу службы занимался организацией тыловых госпиталей в Гейдельберге вплоть до конца 1915 года. С течением войны его взгляды на конфликт и экспансию Германской империи менялись. В самом начале войны разделял взгляды националистов и поддерживал идею ведения военных действий. В то же время считал, что участие в войне является обязанностью Германии как одного из ведущих государств. Позже позиция Вебера кардинально изменилась и учёный стал одним из последовательных критиков дальнейшей экспансии империи и военной политики кайзера. Также публично осуждал идеи захвата Бельгии и неограниченной подводной войны. Ещё через некоторое время Вебер выступил в поддержку конституционных реформ, демократизации германской политической системы и введения всеобщего избирательного права.
В 1918 году вошёл в состав гейдельбергского совета рабочих и солдатских депутатов. В следующем году отправился на Парижскую мирную конференцию в составе германской делегации. Будучи советником при Секретном комитете по конституционной реформе, поспособствовал разработке Веймарской конституции (1919). Вебер хорошо понимал устройство политической системы США и выступал за создание выборного мощного института президентства, который служил бы противовесом бюрократической власти.
Вебер безуспешно баллотировался в парламент от Немецкой демократической партии, организации либерального толка, одним из основателей которой был он сам. Выступил как против Ноябрьской революции, так и против ратификации Версальского мирного договора, что сделало его оппонентом практически всех политических сил Германии. Считается, что именно эта принципиальная позиция помешала Веберу занять государственную должность в период правления Фридриха Эберта, первого президента Веймарской республики из партии СДПГ. В то время фигура Вебера была весьма уважаема, однако он не имел влияния на политическую ситуацию в стране.
Разочаровавшись в политике, вернулся к преподавательской работе в 1919 году. После нескольких месяцев работы в Вене переехал в Мюнхен. В Мюнхене возглавил первый германский институт социологии, при этом не занимая профессорской должности. Его последние лекции собраны в книгах «Наука как призвание и профессия» (1918), «Политика как призвание и профессия» (1919) и «Общая экономическая история» (1923). Баварские коллеги и студенты Вебера резко раскритиковали его точку зрения в отношении Ноябрьской революции, и представители правого студенчества устроили демонстрацию напротив дома учёного.
В Мюнхене Вебер заразился Испанским гриппом и умер от пневмонии 14 июня 1920 года.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Вебер М. Аграрная история древнего мира. (1923)Вебер М. Исследования по методологии наук. (1980)
Вебер М. Избранное. Образ общества. (1994)
Вебер М. Избранные произведения. (1990)
Вебер М. Политические работы, 1895-1919. (2003)
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. (2003)
Вебер М. Хозяйство и общество. (2010)