Масарик Томаш Гарриг
Об авторе:
Родился 7 марта 1850 года в Гёдинге, в простой рабочей семье отец, происходивший из бедных фермеров, одно время состоял камердинером, затем управляющим имением Натана Редлиха (хотя был долгое время неграмотным и освоил чтение и письмо благодаря своему сыну), мать служила поварихой. Родители хотели, чтобы сын изучил кузнечное дело и стал слесарем, однако Томаш продолжал учебу. Учился в Брно, Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в 1882 стал профессором Пражского университета.
Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии получил, защитив диссертацию на тему «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» — таков был девиз всей его жизни.
В 1902 году Масарик, по приглашению американца Чарльза Крейна, читал лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюков, который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году. Масарик и Бенеш ещё раз встречались в Англии в Кембридже с П. Н. Милюковым и Р. В. Дмовским в 1916 году.
В 1910 году Масарик посетил Льва Толстого в Ясной Поляне и имел с ним несколько бесед, об этих встречах упоминается в «Дневниках» Льва Толстого.
Масарик переписывался с М. Горьким и в 1911 посетил его на острове Капри. Они встречались и в революционном Петрограде в мае 1917 года.
Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в 1891-1893 и 1907-1914. По словам коммуниста В. Копецкого, он считал, что «если бы было создано самостоятельное чешское государство, то это было бы таким курьёзом, что на него могли бы приезжать любоваться негры из Африки».
Вместе с Карелом Крамаржем и Йозефом Кайзлом в 1900 году основал Чешскую народную партию. C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии.
Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии, Италии, Великобритании, Франции, России, США, где активно выступал за признание державами Антанты независимости Чехословакии в границах чешских и словацких земель, выделяемых из состава Австро-Венгрии, и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.
В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион, а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию — Чехо-войско).
В марте 1918-го уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет, председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.
Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа. Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался «гуманистический» характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и всё, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика — «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек, автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком».
Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в 1935, из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец, президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш.
Умер 14 сентября 1937 года в своём имении Ланы, за год до краха Первой Чехословацкой республики. Похоронен там же.
Публикации на русском языке:
Масарик Т. Г. Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу = Die philosophischen und soziologiscnen grundlagen des marxismus. / Пер. с нем. П. Николаева. (1900)
- Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу. / Пер. с нем. П. Николаева. (2014)
Масарик Т. Г. О большевизме = O bolševictví / Авториз. пер. под ред. Бориса Соколова. (1921)
Масарик Т. Г. Мировая революция. Воспоминания = Světová revoluce. / Авториз. пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. (1926-1927):
- Т. 1. (1926)
- Т. 2. (1927)
Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. (2003)
Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т. 1-3. (2004)
Масарик Т. Г. Мировая революция. Воспоминания. (2021)