Рубинштейн Моисей Матвеевич
Организатор и первый ректор Иркутского государственного университета. Занимался вопросами теории личности, социальной психологии, педагогической психологии, психологии юношества, отстаивал принцип взаимодействия семьи со школой.
Об авторе:
Родился в семье купца Матвея Яковлевича Рубинштейна и Елены Лейзеровны (Лазаревны) Самсонович. Его дед Яков Михайлович Рубинштейн, поселившийся в Верхнеудинске не позднее начала 1870-х годов, был одним из основателей еврейской общины города. Учился в Верхнеудинском уездном училище и Иркутской губернской гимназии, которую окончил в 1899 году. Поступил в Казанский университет, но подав прошение, выехал на стажировку в Берлинский университет, а затем продолжил обучение на естественном отделении Фрейбургского университета Перейдя на философский факультет Фрейбургского университета, он окончил его в 1905 году[2]; защитив докторскую диссертацию, он получил учёную степень доктора философии magna cum laude и медаль. В это время в журнале «Kantstudien» на немецком языке была опубликована его работа «Логические основы системы Гегеля и конец истории» (её краткий перевод на русском языке был напечатан в 1905 году в журнале «Вопросы философии»). С 1906 года он работал в Берлине, Дрездене, Гейдельберге.
После возвращения в Россию, с 1909 года он стал преподавать в Москве на Высших женских курсах В. А. Полторацкой. В 1910 году М. М. Рубинштейн стал деканом педагогического отделения на московских педагогических курсах Д. И. Тихомирова.
В 1912 году, после сдачи магистерских экзаменов в Московском университете, Рубинштейн получил должность приват-доцента на кафедре философии. Также он стал действительным членом Московского психологического общества. В это время он сблизился с рядом учёных: А. Е. Крымским, Г. Г. Шпетом, А. С. Орловым, А. А. Фортунатовым, редактором журнала «Вопросы философии и психологии» Л. М. Лопатиным и многими другими.
В 1918—1919 годах М. М. Рубинштейн руководил открытым Временным Сибирским правительством в Иркутске Восточно-Сибирским университетом. Вскоре после установления в Иркутске советской власти, 27 января 1920 года он отказался от должности ректора и преподавательской деятельности в университете и организовал Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения. В мае 1923 года Рубинштейн покинул Иркутск и возвратился в Москву.
В 1930-х годах преподавал в МВТУ, МГПИ, Центральном институте физической культуры, в 1941—1942 годах в Красноярском педагогическом институте; в 1943—1951 годах — профессор кафедры педагогики МГПИ.
Похоронен на Введенском кладбище (8 уч.).
27 октября 2018 года, в честь 100-летия основания Иркутского государственного университета, у административного здания ИГУ был открыт памятник М.М. Рубинштейну.
Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909.
Социализм и индивидуализм: Критически-философский очерк. М., 1909.
Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики. М., 1912.
Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1913.
Общественное или семейное воспитание? М., 1916, 1918.
Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920.
Платон — учитель. Иркутск, 1920.
Основы трудовой школы, 1920.
История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск, 1922.
Эстетическое воспитание детей. М., 1924.
Социально-правовые представления и самоуправление у детей. М., 1925.
Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М., 1926.
О смысле жизни. Ч. 1–2. Л., 1927, 2008.
Проблема учителя, М., 1927.
Основы общей методики. Л., 1927.