Георгий Пахимер
Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью. Основным источником нашей информации о жизни Пахимера является стихотворный эпитафий, состоящий из 100 стихов его ученика Филиса Мануила (греч. Μανουήλ Φιλής). Пахимер родился в Никее в 1242 году в семье беженцев из Константинополя. После взятия города крестоносцами Никея стала временной столицей византийцев (Никейская империя). После того как греки отвоевали свою средневековую столицу у латинян в 1261 году, Пахимер переехал в Константинополь и продолжил свою учёбу у Георгия Акрополита. Пахимер был рукоположен во диакона, но благодаря своему исключительному классическому образованию и будучи противником унии с Римско-католической церковью быстро занял высокие церковные и светские должности протекдика (греч. πρωτέκδικος) и дикеофилака (греч. δικαιοφύλακας — блюститель церковного права). С 1275 года Пахимер преподавал в Вселенском Училище Константинополя толкование Нового Завета и Патрологию, философию Аристотеля. Как писатель Пахимер представлял высокий уровень усвоения классических оригиналов, существовавших в его эпоху. Самым значительным его трудом был исторический труд Исторические Записки (греч. Xρονική Συγγραφή). Этот исторический труд Пахимера является продолжением одноимённого труда Георгия Акрополита и относится к периоду 1255—1308 годы, то есть к периоду царствования двух первых императоров династии Палеологов Михаила VIII и Андроника II. Работа делится на 13 книг — 6 посвящены Михаилу и 7 Андронику. Пахимер заявляет, что основная цель его повествования — это правда. Следуя этому основному принципу, Пахимер описывает события, свиделем многих их которых был он сам, но при этом старается сохранить объективность. Пахимер писал свою историю, ощутив и сам тяжёлые времена в жизни империи и последствия нашествия турецких племён в Малую Азию, проблему засилия латинян и вытекающую отсюда церковную проблему и конфронтацию в вопросе об унии, поэтому дух его истории пессимистичен. Из письма Пахимера следует его глубокое знание греческих древних классиков, где образцами дле него служат Ксенофонт, Фукидид и Пиндар. Он часто употребляет гомеровскую лексику, чтобы описать героические события, связанные с Иоанном Палеологом и Алексием Филантропом, ссылается на древнюю греческую мифологию, на Законы Платона и Этику Аристотеля. Пахимер использует не только средневековые греческие имена, описывая топонимику и население Малой Азии, но возвращается к именам из античности. Пахимер также не только именует новые народы именами из древности (например, турецкие племена — персами), но и приспосабливает латинские и тюркские имена к нормам греческого языка. Пахимер первым из византийских писателей употребляет названия месяцев согласно аттическому календарю. Как учитель и философ Пахимер написал также работы по Риторике (ораторскому искусству), послания, Свод четырёх предметов (греч. το Σύνταγμα των τεσσάρων μαθημάτων) и Набросок к философии Аристотеля (греч. Σχεδίασμα περί της φιλοσοφίας του Aριστοτέλους), где Пахимер комментирует почти весь труд Аристотеля и который стал именоваться Философией Пахимера (греч. Φιλοσοφία του Παχυμέρους).
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Георгий Пахимер. Девять автобиографических Од
Георгий Пахимер. Набросок к философии Аристотеля
Георгий Пахимер. Относительно философских терминов, пяти голосов и десяти категорий
Георгий Пахимер. Парафраз к Святому мученику Дионисию Ареопагиту
Георгий Пахимер. Римская история
Георгий Пахимер. Свод четырёх предметов : арифметики, музыки, геометрии и астрономии
Георгий Пахимер. Теологический труд
Георгий Пахимер. Упражнения (риторика)