Иоанн Камениата

Иоанн Камениата

Иоанн Каминиата (последняя треть IX века - первая половина X века) - византийский писатель. Автор сочинения «О взятии Фессалоники».

Краткая биография:

Родился в 70-х годах IX века. Об авторе известно лишь из текста его произведения. Принадлежал к сословию низшего клира Фессалоники. Был женат и имел троих детей. При взятии города вместе со всей семьей был захвачен в плен и отправлен арабами на рынок рабов на Крит.
Оттуда по договоренности со Львом Триполитом пленников перевезли сначала в Триполи, затем в Тарс, где они, вероятно, были обменяны на пленных мусульман, после чего смогли вернуться на родину. Провел в плену несколько месяцев, пережил там смерть отца и младшего сына.
Как отмечает сам Каминиата, сочинение написано им в Тарсе, еще в плену, по просьбе некоего Григория Каппадокийского в форме рассказа, обращенного к нему (возможно, имя адресата и обстоятельства написания текста являются литературным вымыслом). Первая часть сочинения представляет собой энкомий Фессалонике (главы 3-12). Автор описывает и прославляет свой город: отмечает его живописные и процветающие окрестности, величие и убранство храмов, красоту церковных служб, подчеркивает благочестие жителей, образованность молодежи, упоминает, что город был укреплен и там велась оживленная торговля.
Каминиата не касается истории Фессалоники, упоминая лишь, что христианскую проповедь здесь начал ап. Павел, небесным покровителем города стал св. Димитрий, пастыри и горожане всегда хранили в чистоте православную веру.
В сочинении содержатся некоторые сведения о славянских племенах, обитавших в окрестностях города; упоминает племена другувитов, сагудатов и стримонцев, которые в это время считались союзниками Византийской империи, но иногда нападали на окрестности Фессалоники.
В основной части автор подробно описывает приготовления к обороне, три дня осады города, грабежи, убийства и пленение жителей после его захвата, рассказывает об их тяжелом плавании в трюмах арабских кораблей на Крит и в Сирию, о продаже в рабство и о пути до Тарса (главы 16-78).
Произведение заканчивается просьбой к Григорию Каппадокийскому помолиться об избавлении от тягот, выпавших на долю Каминиата и его семьи (гл. 79).
Он не был профессиональным литератором; неоднократно пишет, что неискушен в писательском ремесле. Тем не менее его произведение написано ярким языком, лексика и стиль базируются в основном на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви, церковная традиция определяет его взгляды на мир. Хотя и гордится благочестием земляков, но считает разграбление Фессалоники заслуженной карой за грехи горожан, что явно противоречит картине всеобщего процветания (главы 12-15). Избавление города от нашествия связывает с заступничеством вмч. Димитрия Солунского.
Резко отзывается о язычестве, видит в «гомеровской музе» и «мифическом Орфее» лишь призрачный обман, суеверие, соблазнявшее древних эллинов. Эти его высказывания представляются едва ли не наиболее поздним свидетельством антиязыческой полемики в Византии; в XI-XII вв. литераторы будут относиться к древней культуре нейтрально и даже испытывать к ней интерес.
Умер в Византии в первой половине X века.
Сочинение Каминиата было мало известно в Византии, сохранилось только в поздних рукописях (XV-XVI вв.). Впервые оно издано Львом Алляцием в 1653 году.

Читать далее

Книги