Иоанн Малала
Краткая биография:
Происходил из сироязычной среды (сир. «малала» – красноречивый, ритор). Получил образование в Антиохии, здесь же, вероятно, служил чиновником. Незадолго до или сразу после разрушения Антиохии персами (540) переехал в Константинополь. В составленной И. М. «Хронографии» первые 17 книг содержат историю от Сотворения мира до 530-х гг., при этом особое внимание уделено Антиохии, прослеживаются монофизитские симпатии. Последняя, 18-я книга, охватывающая правление имп. Юстиниана I (527–565), едва упоминает о катастрофе Антиохии, отличается строго православной позицией и богатством сведений из жизни Константинополя, изложенных в хронологич. последовательности. В связи с этим выдвинуто мнение о принадлежности 18-й книги др. автору. Сочинение И. М. сохранилось на греч. яз. в единственной рукописи (Bodleianus Baroccianus, т. 182, без 1-й и конца 18-й кн.), в нескольких отрывках и цитатах у др. писателей (Евагрий Схоластик, Иоанн Эфесский, «Пасхальная хроника», Феофан Исповедник, Георгий Кедрин и др.). Эти цитаты, а также сохранившийся в разрозненном виде древний слав. перевод (выполненный в Болгарии в нач. 10 в.) представляют более полный вариант текста, чем греч. рукопись. Источники хроники выявлены слабо, среди них заметное место занимают апокрифич. тексты, утраченные всемирные и городские хроники, устные предания. Автор испытывает интерес к чудесам, природным явлениям, слухам, легендарным сведениям из др.-рим. истории. Хроника И. М. даёт важную информацию о цирковых партиях, восстании «Ника» (532) и заговоре против Юстиниана I (562). Гипотеза нем. учёного Й. Хаури, отождествившего И. М. с патриархом Константинопольским Иоанном III Схоластиком (565–577), не нашла поддержки у исследователей.
П. В. Кузенков
Шестаков С. П. О значении славянского перевода Хроники Малалы для восстановления и исправления ее греческого текста // Византийский временник. Т. 1, 1894