Блонский Павел Петрович

Блонский Павел Петрович
Павел Петрович Блонский (1884-1941) - русский и советский философ, педагог и психолог. Является одним из основоположников советской педологии.

Краткая биография:

Родился 26 мая 1884 года в Киеве. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Университета св. Владимира, который окончил в 1907 году, получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли».
Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. Переехав в Москву, стал вольнослушателем на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании которого в 1910 году был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорской деятельности. С 1913 года - приват-доцент.
Примкнул к партии эсеров, неоднократно подвергался аресту, однако в 1917 году порвал с ними, сблизился с большевиками. После революции испытывал нужду, занялся преподавательской деятельностью. Познакомился с Г. И. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова.
С 1919 года руководил Московской академией народного образования. Его взгляды всё больше расходились с взглядами Челпанова, поскольку Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения. Был не столько материалистом, сколько противником интроспекционизма, который к тому времени уже давно утратил позиции на Западе под натиском бихевиоризма, однако сохранял позиции в России, где у него были такие известные сторонники, как Г. И. Челпанов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др. Противопоставлял интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма.
В 1920-е годы был исключительно плодотворен, выпустил ряд учебников, в том числе школьных, его статьи публиковались за рубежом. По рекомендации Н. К. Крупской стал членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе, пользовался поддержкой А. В. Луначарского.
В 1924-1928 годах заинтересовался педологией, позднее разочаровался в ней. Тем не менее, спорил со сторонниками «социогенетизма», т. e. формирования характера средой: считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Позднее в книге «Очерки детской сексуальности» (1935) выступил с критикой психоанализа.
Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
В конце жизни работал в Институте психологии в Москве, болел туберкулёзом. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» (1936) подвергся травле. Были арестованы два его сына.
Умер в Москве 15 февраля 1941 года от туберкулёза, находясь в больнице. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора

Блонский П.П. Задачи и методы народной школы. (1916)
Блонский П.П. Очерк научной психологии. (1921)
Блонский П.П. Психологические очерки. (1927)
Блонский П.П. Проблема реальности у Беркли. (1907)
Блонский П.П. Развитие мышления школьника. (1935)
Блонский П.П. Реформа науки. (1920)
Блонский П.П. Современная философия, т. 1-2. (1918—1922)
Блонский П.П. Трудовая школа. (1919)

Читать далее

Книги