Выготский Лев Семенович
Краткая биография:
Родился 17 ноября 1896 года в Орше. Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку.
В 1914 году поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов - А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).
В 1917-м вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме.
Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924), где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания. После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов.
Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.
В 1926 году вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.
С 1927-го публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую).
Труд «История развития высших психических функций» (1930-1931) был опубликован только в 1960 году.
Последняя монография «Мышление и речь» (1936) посвящена проблемам структуры сознания. В начале 30-х годов в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в Москве 11 июня 1934 года.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. (1927)
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. (1931)
Выготский Л.С. Конкретная психология человека. (1929)
Выготский Л.С. Лекции по психологии. (1932)
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. (в соавт.; 1930)
Выготский Л.С. Основы дефектологии. (1935)
Выготский Л.С. Педология подростка:, т. 1-3. (1929-1931)
Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций. (1934)
Выготский Л.С. Психология искусства. (1922)
Выготский Л.С. Психология развития человека. (1927)
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. (1931)
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. (1925)
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. (1930)
Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. (в соавт.; 1930)