Юнг Карл Густав
Карл Гeстав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр и педагог. Основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.
Краткая биография:
Родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле, Швейцария. Мать - Эмили Юнг - выросла в богатой семье. Дед и прадед со стороны отца были врачами. В 1881-м его отца назначили в более престижный приход в Лауффене. Однако родители не могли найти общий язык. Эмили Юнг была эксцентричной и депрессивной женщиной. Большую часть времени проводила в спальне, где, по её словам, общалась по ночам с духами. Юнг больше общался с отцом. И если днём всё было нормально, то ночью мать становилась странной и загадочной. Продолжающиеся эпизоды депрессии и подавленного настроения матери повлияли на отношение Карла к женщинам: он чувствовал «присущую ненадёжность» среди женщин. Позже описывал это как «гандикап, с которого всё началось». Полагал, что это поспособствовало его патриархальному отношению к женщинам. В 1879-м его отправили в Клингхондинген недалеко от Базеля.
Был одиноким и замкнутым ребёнком. С самого детства, как и его мать, верил, что у него есть две личности - современный швейцарский гражданин и личность, которая, скорее всего, относится к 18-му веку. «Личность № 1», как он это называл, была типичным учеником, живущим в нынешнем веке. Личность № 2 была гордым, авторитетным и влиятельным человеком прошлого. Юнг был разочарован академическим подходом отца к вере.
Детские воспоминания оставили огромный след в жизни. В детстве он вырезал маленькую человеческую фигуру из школьной линейки и положил её в пенал. Туда же положил камень, который разрисовал, и спрятал коробку на потолке. Периодически возвращался к статуэтке, часто неся маленькие кусочки бумаги с сообщениями, записанными на его собственном секретном языке. Позже понял, что эти ритуалы приносят ему чувство безопасности и насыщают его внутренний мир.
Годы спустя обнаружил, что между его опытом и практикой, связанной с тотемами в местных культурах, например с коллекционированием камней возле Арлесхайма или с предметами тюрунга из Австралии, присутствует совпадение. Пришел к выводу, что его интуитивные церемониальные действия были бессознательным ритуалом, который практиковал так, что это было поразительно близко к тому, как это практиковалось в отдалённых местах, о которых он, будучи мальчиком, ничего не знал. Его выводы о символах, психологических архетипах и коллективном бессознательном были частично вдохновлены этим опытом.
В возрасте 12 лет, незадолго до окончания первого года обучения в Базельской гуманитарной средней школе, был жестоко сбит с ног другим мальчиком. Карл на время потерял сознание. Затем решил: «Теперь нет смысла ходить в школу». С тех пор каждый раз, когда ходил в школу или начинал писать домашнее задание, терпел неудачу. Оставался дома в течение шести месяцев, пока однажды не услышал, как его отец разговаривает со своим гостем, обеспокоенный будущими способностями мальчика поддерживать себя. Гость предполагал, что у мальчика эпилепсия.
Столкнувшись с реалиями своей бедной семьи, Юнг осознал необходимость академического успеха. Ходил в кабинет отца и изучал латинскую грамматику. Провалившись ещё 3 раза, в конце концов преодолел импульс и больше не впадал в подобное состояние. Позже, когда вспоминал о своём детстве, понял, что это был невроз.
Психиатрию изучать не планировал, потому что тогда она не считалась престижной. Но, читая учебник по психиатрии, был очень воодушевлён, обнаружив, что психосоциальные заболевания являются болезнями личности. Также она подходила его интересам - эта дисциплина включала как биологическое, так и духовное образование. Это было то, что он искал. В 1895-м начал изучать медицину в Базельском университете.
В 1900 году начал работать в психиатрической клинике Bürgholz в Цюрихе в качестве ассистента Эйгена Блейлера. В то время Блейлер уже общался с австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.
Диссертация Юнга, опубликованная в 1903 году, называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1906-м опубликовал «Исследование словесных ассоциаций», а позже, в том же году, отправил копию книги Фрейду. Наконец, между пожилым Фрейдом и Юнгом сложились тесная дружба и прочные профессиональные отношения. В течение шести лет они сотрудничали в своей работе.
В 1912 году Юнг опубликовал «Символы и метаморфозы. Либидо» (известный в английском языке как «Психология бессознательного»), в котором были выявлены теоретические различия между ними.
Их личная и профессиональная дружба рухнула - они оба утверждали, что не в состоянии признать, что могут ошибиться. После своего прорыва Юнг претерпел сложные, существенные психологические преобразования, усугубленные началом Первой мировой войны.
Во время Первой мировой войны Юнга призвали военным врачом, и вскоре он стал комендантом лагеря для интернированных британских солдат и офицеров (швейцарский нейтралитет вынудил швейцарцев задерживать всех солдат, независимо от того, с какой стороны конфликта они пересекли границу Швейцарии, пытаясь избежать ловушек). Прилагал усилия для улучшения условий жизни солдат, оказавшихся на нейтральной территории, и поощрял их посещение университетских курсов. В это время начал создавать свои первые рисунки мандалы.
В феврале 1903-го женился на Эмме Раушенбах, женщине из богатой швейцарской семьи. У них было пятеро детей: Агата, Грета, Франц, Марианна и Хелена. Брак продолжался до смерти Эммы в возрасте 73 лет в 1955 году.
Во время брака у Юнга были и внебрачные отношения. Самыми известными его девушками были:
Тони Вульф - любовница, друг семьи; Сабина Шпильрейн - пациентка Юнга, впоследствии - его ученица. В 1942 году была расстреляна нацистами в Ростове-на-Дону.
Тем не менее Юнг очень любил свою жену и горько оплакивал её смерть.
Из-за публикации «Символы и метаморфозы. Либидо» в 1912 году произошел разрыв между Юнгом и Фрейдом. Фрейд отправил письмо, чтобы показать свой отказ рассмотреть идеи Юнга. Этот конфликт привел к тому, что Юнг описал в «Воспоминания, сновидения, размышления», как громкое неодобрение. Все кто знал Юнга, ушли от него, за исключением двух коллег. Юнг так описывал свою книгу: «попытка, успешная лишь частично, расширить границы применения медицинской психологии и охватить все психические явления во всём их многообразии». Книга была позже отредактирована и опубликована в 1952 году под названием «Символы трансформации».
Юнг посещал лекции на собраниях Лондонского психомедицинского общества в 1913 и 1914 годах. Его поездки вскоре были прерваны войной, но его идеи продолжали привлекать внимание в Англии, главным образом благодаря усилиям Констанса Лонга. Затем первые тома его сборников были переведены на английский язык и опубликованы.
В 1913 году, в возрасте 38 лет, Юнг начал испытывать ужасную «конфронтацию с бессознательным». У него были видения и он слышал голоса. Время от времени беспокоится о том, что ему угрожает психоз или шизофрения. В одиночестве начал практиковать метод, который позже назвал активным воображением. Записывал все, что чувствовал или видел в небольших дневниках. Затем начал переписывать эти заметки в большую книгу, переплетённую красной кожей, над которой работал с перерывами в течение 16 лет.
Продолжал публиковать книги до конца жизни, в том числе «О летающих тарелках. О вещах, наблюдаемых в небе» (1959), в которых анализировал архетипическое и возможное психологическое значение наблюдений НЛО. Также сдружился с английским римско-католическим священником Виктором Уайтом, c которым состоял в переписке в течение 15 лет, начиная с 1945 года. Уайт восхищался Юнгом, однако временами подвергал его довольно жёсткой критике, в частности, за работу «Ответ Иову» (1952).
В 1961-м закончил последний труд - первую часть коллективной работы «Человек и его символы» (1964) под названием «К вопросу о подсознании». Соавторами Юнга были Мари-Луиза фон Франц, Джозеф Л. Хендерсон, Аниэла Яффе и Иоланда Якоби.
Скончался 6 июня 1961 года в Кюснахте после непродолжительной болезни.
Интересный факт:
Юнг не оставил распоряжений о том, что делать с «Красной книгой» после его смерти. В конце концов, в 1984 году его семья поместила её в банковскую ячейку. Начиная с 2004 года в течение 3 лет британский историк Сону Шамдасани пытался убедить наследников Юнга опубликовать книгу, но они отказались. К середине сентября 2008 года книгу увидели менее десятка человек. Ульрих Хорни, внук Юнга, который управлял его архивами, решил опубликовать «Красную книгу», чтобы собрать дополнительные средства для фонда «Филемон». Фонд был создан Сону Шамдасани и американским аналитиком и редактором Стивеном Мартином в 2003 году, чтобы опубликовать все прежде не изданные труды и письма Юнга.
В 2007 году два техника из компании DigitalFusion для издательства WW Norton & Company сканировали рукопись при помощи сканера с разрешением 10 200 пикселей. Книга была опубликована в октябре 2009-го на немецком языке с отдельным переводом на английский вместе с введением и примечаниями Шамдасани.
В Художественном музее Рубина в Нью-Йорке с 7 октября 2009 года по 15 февраля 2010 года впервые в истории была выставлена оригинальная рукопись «Красной книги» вместе с другими дневниками Юнга. По мнению организаторов выставки, «в период, когда Юнг работал над этой книгой, он развил основные теории об архетипах, коллективном бессознательном и процессе индивидуализации». Две трети книги содержат иллюстрации, выполненные самим Юнгом.
Jung C.G. Die Psychologie der unbewussten Prozesse. (1917)
Jung С.G. Heft des Lesezirkels Gottingen. (1928)
Jung C.G. Man and His Symbols. (1964)
Jung С.G. Memories, Dreams, Reflections. (1989)
Jung С.G. Wandlungen und Symbole der Libido. (1912)
Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. (1998)
Юнг К.Г. Архетип и символ. (1991)
Юнг К.Г. Бог и бессознательное. (1998)
Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. (1994)
Юнг К.Г. Диагностические исследования ассоциаций. (1939)
Юнг К.Г. Избранное. (1998)
Юнг К.Г. Критика психоанализа. (2000)
Юнг К.Г. Либидо: его метаморфозы и символы. (1994)
Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. (2003)
Юнг К.Г. О природе психе. (2002)
Юнг К.Г. О психологии. (1994)
Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. (1994)
Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. (2004)
Юнг К.Г. Один современный миф : О вещах, наблюдаемых в небе. (1993)
Юнг К.Г. Ответ Иову. (1998)
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. (2002)
Юнг К.Г. Психоз и его содержание. (1909)
Юнг К.Г. Психологические типы. (1924)
Юнг К.Г. Психология dementia praecox (раннего слабоумия). (2000)
Юнг К.Г. Психология бессознательного. (1998)
Юнг К.Г. Психология и алхимия. (1997)
Юнг К.Г. Работы по психиатрии. (2000)
Юнг К.Г. Символы и толкование сновидений. (1961)
Юнг К.Г. Символы трансформации. (2000)
Юнг К.Г. Символическая жизнь. (1936)
Юнг К.Г. Синхрония. (2003)
Юнг К.Г. Современность и будущее. (1992)
Юнг К.Г. Структура Души. (1993)
Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. (2007)
Юнг К.Г. Тавистокские лекции. (1935)
Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. (1992)
Юнг К.Г. Человек и его символы. (1997)
Юнг К.Г. Эон. (2009)