Никифор (патриарх Константинопольский)

Никифор (патриарх Константинопольский)

Ни­ки­фор Кон­стан­ти­но­польский, Ни­ки­фор I [ок. 758, Кон­стан­ти­но­поль – 2.6.828, мо­на­стырь во имя Мч. Фео­до­ра близ Хри­со­по­ля (ны­не Ус­кю­дар, Тур­ция)], пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (12.4.806 – 13 или 20.3.815), пра­во­слав­ный бо­го­слов, хро­нист, свя­той.

Об авторе:

Вы­хо­дец из знат­ной се­мьи, под­верг­шей­ся ре­прес­си­ям при имп. Кон­стан­ти­не V Ко­про­ни­ме. На­чал служ­бу асик­ри­том (чи­нов­ни­ком имп. кан­це­ля­рии) под на­ча­лом бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (784–806), ко­то­ро­му он, воз­мож­но, при­хо­дил­ся род­ст­вен­ни­ком. Ме­ж­ду 780 и 787 на­пи­сал «Крат­кую ис­то­рию» («‘Ιστορία σύντομος », рус. пер. 1950), ох­ва­ты­ваю­щую пе­ри­од с 602 по 769. Уча­ст­во­вал в VII Все­лен­ском со­бо­ре (787). В 797 вы­шел в от­став­ку и по­ки­нул сто­ли­цу (воз­мож­но, в свя­зи с воз­вра­ще­ни­ем к вла­сти имп. Ири­ны). По­сле во­ца­ре­ния имп. Ни­ки­фо­ра I (31.10.802) на­зна­чен пто­хо­тро­фом (зав. сто­лич­ным при­ютом для бед­ных).

Н. К. был по­став­лен в пат­ри­ар­хи из ми­рян на Пас­ху 806. Его пат­ри­ар­ше­ст­во бы­ло ом­ра­че­но но­вым вит­ком т. н. ми­хи­ан­ской схиз­мы – цер­ков­но­го рас­ко­ла, пер­во­на­чаль­но свя­зан­но­го со 2-м бра­ком имп. Кон­стан­ти­на VI (795), ко­то­рый был одоб­рен пат­ри­ар­ха­том, но вы­звал рез­кую оп­по­зи­цию со сто­ро­ны мо­на­хов Сту­дит­ско­го мон. Кон­стан­ти­но­поль­ский со­бор 809 зна­чи­тель­но ос­ла­бил по­зи­ции сту­дит­ской пар­тии. При­ми­ре­ние груп­пи­ро­вок про­изош­ло при имп. Ми­хаи­ле I Ран­га­ве в 811. В это же вре­мя Н. К. пред­при­нял ре­ши­тель­ные ша­ги по борь­бе с ере­ся­ми афин­ган и пав­ли­ки­ан. При во­зоб­нов­ле­нии в 814 имп. Львом V Ар­мя­ни­ном ико­но­борч. по­ли­ти­ки (см. Ико­но­бор­че­ст­во) Н. К. уда­лось кон­со­ли­ди­ро­вать ико­но­по­чи­та­те­лей и объ­е­ди­ниться со свои­ми не­дав­ни­ми про­тив­ни­ка­ми (в т. ч. с Фео­до­ром Сту­ди­том). По­сле низ­ло­же­ния в 815 Н. К. ос­тал­ся клю­че­вой фи­гу­рой пра­во­слав­ной оп­по­зи­ции: в нач. 821 в мо­на­сты­ре во имя Мч. Фео­до­ра, ку­да он был со­слан, под его пред­се­да­тель­ст­вом со­сто­ял­ся со­бор, вы­ра­ботав­ший еди­ную по­зи­цию по во­про­су по­кая­ния ико­но­борч. кли­ра и от­пра­вив­ший де­ле­га­цию к но­во­му императору – Ми­хаи­лу II Трав­лу с тре­бо­ва­ни­ем вос­ста­но­вить Н. К. на пре­сто­ле. Та­кие же тре­бо­ва­ния вы­дви­ну­ла и Рим. цер­ковь, од­на­ко ус­ло­вия, пред­ло­жен­ные им­пе­ра­то­ром, бы­ли не­при­ем­ле­мы для Н. К., и он ос­та­вал­ся в ссыл­ке до сво­ей кон­чи­ны. Тор­же­ст­вен­ное за­хо­ро­не­ние мо­щей Н. К. в ц. Свя­тых апо­сто­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ялось при пат­ри­ар­хе Ме­фо­дии 13.3.847.

Лит. на­сле­дие Н. К. пред­став­ле­но бо­го­слов­ско-по­ле­мич. трак­та­та­ми (по­сле 815), в ко­то­рых оп­ро­вер­га­ет­ся бо­го­сло­вие ико­но­бор­че­ст­ва, а так­же под­вер­га­ют­ся фи­ло­ло­гич. и бо­го­слов­ско­му ана­ли­зу свя­то­оте­че­ские сви­де­тель­ст­ва, при­во­див­шие­ся ико­но­бор­ца­ми в за­щи­ту сво­его уче­ния (Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, Ма­ка­рия Маг­не­зий­ско­го). Трак­та­ты Н. К., пред­став­ляю­щие со­бой уни­каль­ный ис­точ­ник све­де­ний о бо­го­сло­вии ико­но­бор­цев, бы­ли ма­ло­из­ве­ст­ны в Ви­зан­тии и ока­за­лись вновь вос­тре­бо­ва­ны толь­ко в пе­риод па­ла­мит­ских спо­ров (14 в.). Под име­нем Н. К. из­вест­ны мно­го­числ. ка­но­ны (их при­над­леж­ность Н. К. ос­та­ёт­ся под со­мне­ни­ем), ре­гу­ли­рую­щие разл. цер­ков­но-пра­во­вые во­про­сы.

День па­мя­ти Н. К. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 13(26) мар­та и 2(15) ию­ня.

Л. В. Луховицкий

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия 2004–2017
Книги автора

Никифор, патр. Краткая история со времени после царствования Маврикия / Пер. Е. Э. Липшиц // Византийский временник.  М.; Л., 1950. Т. III. С. 349—387.

Читать далее

Книги