Эккартсгаузен Карл

Эккартсгаузен Карл
(von Eckartshausen) — немецкий писатель (1752—1803), автор многочисленных юридических, беллетристических, а затем алхимических и мистических сочинений, имевших значение и у нас. Баварец, побочный сын графа фон Геймгаузена и Марии Эккарт, он состоял на баварской службе; был цензором. Литературную деятельность его делят на два периода. Сначала он был представителем века просвещения и пытался служить примирению науки с религией. Наряду с сочинениями юридическими, например "Proben und Relationen von Vorträgen als Vorübung für angehende Rechtsgelehrte" (1789), он написал в это время: "Richtergeschichten" (1782, неск. изд.); "Sittenlehren für alle Stände"; "Reden zum Wohl der Menschheit". Переходом к новой стадии деятельности явились религиозные сочинения "Gott ist die reinste Liebe" (1790, мн. изд.) и "Religiöse Schriften über Klares und Dunkles". Неустойчивый и лишенный широкого образования, Э. все более склонялся к мистической фантастике. Теории тайных сил касаются его "Aufschlüsse zur Magie und mystische Nächte" (1788—1791); "Sammlung der merckwürdigsten Visionen" (1793; описание видений, являвшихся самому автору); "Zahlenlehre der Natur" (1794); "Entwurf einer ganz neuen Chemie" (1800; полное заглавие этого сочинения, по темноте и антинаучности не уступающего темнейшим продуктам старой алхимии, гласит: "Начертание совершенно новой химии при посредстве открытия всеобщего закона природы, что позволяет примирить, как две противоположные крайности, флогистонную систему старых и антифлогистонную новых химиков, в чем единственно заключается истина и синтез высшей химии древнейших времен и низкой школьной химии нашего времени"); "Die Wolke von dem Heiligtume oder etwas wofvon sich unsere stoltze Philosophie nicht träumen lässt" (1802); "Gefühle und Tempel der Natur" (1804). Последние приверженцы алхимии, группировавшиеся в "герметическом обществе", примкнули к Э. В одном из последних своих сочинений говорит Э. об особой "материи греха" (Sündenstoff), которая в своей протяженности образует гордость, в притяжении — скупость, в отталкивании — ярость, в концентричности — зависть и т. п. Список сочинений Э. см. Meusel, "Gelehrtes Teutschland" (5 изд., II, 146; IX, 272; XI, 185; XIII, 307). На своей родине Э., прозванный "самым плодовитым писателем Баварии", приобрел почетную известность своими первыми произведениями, гуманитарный дух которых получил особенно конкретное выражение в "Судейских историях", посвященных защите нарушенных прав человечества. Наоборот, в России имели большое значение теософски-алхимические сочинения Э. Хвалебный отзыв Э. в книге И. В. Лопухина "Некоторые черты о внутренней церкви" (1798) вызвал личные сношения между ними. Чуть не все сочинения Э. были переведены на русский язык, некоторые по нескольку раз и во многих изданиях. Лопухин — один из наиболее выдающихся деятелей русского масонства — называл Э. одним из "величайших светил божественного просвещения". Русские переводы его сочинений: "Бог есть любовь чистейшая" (1817); "Христос между человеками" (1818, 2 ч.); "Важнейшие иероглифы для человеческого сердца" (1803); "Взгляд на будущее, или сказание о XIX стол." (1813); "Ключ к таинствам натуры" (1804, 4 ч.); "Наука чисел, служащая продолжением ключа к таинствам натуры" (1815); "Кодекс или законоположение человеческого разума" (1817); "Молитвы, почерпнутые из псалмов Давидовых" (1817); "О положительном начале жизни и отрицательном начале смерти" (1810); "Наставления мудрого испытательному другу" (1803); "Ночи, или беседы мудрого с другом" (1804); "Облака над святилищем, или нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет" (1804); "Отрывки. Наставление жреца натуры Клоаса Софрониму" (1803); "О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости" (1811); "Религия, рассматриваемая как основания всякой истины и премудрости" (1818); "Благоразумие, соединенное с добродетелью" (1816); "Нравственные письма к Лиде о любви благородных душ" (1803, 1816, 1817); "Путешествие младшего Костса" (1801 и 1816); "Страждущая невинность" (1802); "Терпимость и человеколюбие, изображенные в трогательных повестях" (1805, 1817, 1718). Был издан также, переведенный с немецкого, "Дух Э., или сущность учения сего знаменитого писателя" (1810—1816).
А. Г—д.
Сочинения Э. чрезвычайно несистематичны: рядом с остроумными, подчас глубокими замечаниями встречаются описания нелепых физических опытов, утверждение реальности разных видений и выдумок автора и т. д. Особенно подробно Э. описывает средства, с помощью которых можно вызывать дух умерших. Э. указывает и на химический состав одного из этих средств. Успех Э. объясняется мистическим течением, охватившим общество конца XVIII в. и вызвавшим появление разных шарлатанов, воспользовавшихся этим настроением с целью наживы (ср. Е. Sierke, "Schwärmer und Schwindler zu Ende des achtzehnten Jahrhunderts", Лпц., 1874), вроде Гаспера, Калиостро и др. Нет основания обвинять Э. в том, что он заведомо вводил в заблуждение своих читателей и почитателей; вероятнее, что он принадлежал к числу лиц вроде Сведенборга и Юнг Штиллинга, которые сами заблуждались и сбивали с толку других. К этой группе лиц в Германии следует отнести главным образом Юнг Штиллинга, Э. и Горста. Первый старался теоретически обосновать мистицизм, второй стремился в практическому его осуществлению, а третий был собирателем и историком этого направления. См. С. Kiesewetter, "Geschichte des neueren Occultismus" (Лпц., 1891), и Булич, "Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX в." (т. I, СПб., 1902).
Э. Р.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Эккартсгаузен К. Бог есть любовь чистейшая. (1817)
Эккартсгаузен К. Важнейшие иероглифы для человеческого сердца. (1803)
Эккартсгаузен К. Верное лекарство от предубеждения умов (1798)
Эккартсгаузен К. Взгляд на будущее, или сказание о XIX стол. (1813)
Эккартсгаузен К. Молитвы, почерпнутые из псалмов Давидовых. (1817)
Эккартсгаузен К. Наставления мудрого испытательному другу. (1803)
Эккартсгаузен К. Нравственные письма к Лиде о любви благородных душ. (1803)
Эккартсгаузен К. О положительном начале жизни и отрицательном начале смерти. (1810)
Эккартсгаузен К. О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости. (1811)
Эккартсгаузен К. Облака над святилищем, или нечто такое, о чём гордая философия и грезить не смеетъ. (1804)
Эккартсгаузен К. Путешествие младаго Костиса от Востока к Полудню. (1801)
Эккартсгаузен К. Религия, рассматриваемая как основания всякой истины и премудрости. (1818)
Эккартсгаузен К. Страждущая невинность. (1802)
Эккартсгаузен К. Христос между человеками. (1818)
Читать далее

Книги