Гиляров Алексей Никитич

Гиляров Алексей Никитич
Алексей Никитич Гиляров (1856 - 1938) - русский публицист, философ, доктор философии, заслуженный профессор.

Краткая биография:

Родился в Москве 20 декабря 1855 (1 января 1856) года. Сын публициста и богослова Никиты Петровича Гилярова-Платонова. Учился в 4-й Московской гимназии и на классическом отделении историко-филологического факультета Московского университета (1876—1880). По окончании университета некоторое время занимался у известного психиатра и психолога Жан-Маринета Шарко в Париже.
Увлёкся историей философии, в частности античной и читал такой курс в Московском университете в 1883—1887 годах; с 1885 года — приват-доцент.
В 1887 году перевёлся на кафедру философии в университет Св. Владимира в Киеве и в 1888 году защитил здесь магистерскую диссертацию «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции». В 1892 году защитил докторскую диссертацию «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель». В 1891 году стал профессором Киевского университета. Первый классный чин получил только 5 сентября 1895 года.
Вёл курсы «Введение в философию» и по истории зарубежной философии. («Философия в её существе, истории и значении»). Свободно владел греческим, латынью, немецким, английским и итальянским языками. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом которых явились его библиографические очерки и обзоры зарубежной литературы по истории философии.
Одновременно Гиляров изучает неорганическую химию, создаёт в Киевском университете собственную лабораторию, в которой (1894—1902) ведёт исследования в области органического синтеза. Кроме того, он много времени отдает экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психологии права, «гипнотизма», «психологии толпы» и др. Поклонник и последователь панпсихизма Г. Т. Фехнера. Толковал его учение как последовательную систему взглядов на общую связь всех элементов деятельности с их духовным единством. Вселенную рассматривал как живой организм, где сознание не возникает, а существует вечно, не имеет другого источника, кроме самого себя[3].
Лауреат Пушкинской премии Академии наук (1903, почётный отзыв за книгу «Предсмертные мысли XIX века во Франции»).
С 1 января 1910 года — в чине действительного статского советника. Награждён орденами: Св. Станислава 2-й ст. (1898), Св. Анны 2-й ст. (1903), Св. Владимира 3-й ст. (1913)[2].
В марте 1922 года был избран академиком кафедры философии права социально-экономического отдела Всеукраинской Академии наук (ВУАН), в сентябре того же года организовал при этом отделе ВУАН семинар по социальной философии. С июня 1923 года — на музейной работе.
Создал в Киевском университете школу философов и психологов. Среди его учеников — В. Ф. Асмус, М. А. Дынник, В. В. Зеньковский, Г. И. Якубанис, П. П. Блонский.
Гиляров выступал против сциентистского истолкования философского знания, против редукции философии к науке; философия, прежде всего, мудрость. Основу историко-философской концепции Гилярова составляет истолкование им философии как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения.
В начале 1930-х гг. подвергся критике как «буржуазный идеалист», а его труды после 1927 года не издавались.
Умер в Киеве 7 декабря 1938 года.

Дополнительная информация об авторе:
Руниверс
Книги автора

Платонизм как основание современногмировоззрения в связи с вопросом задачах и судьбе философии. М., 1887
Значение философии // Киевские Университетские Известия. 1887. № 11
Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции : Критическое исследование. М., 1891
Источники софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1892
Гипнотизм пучению школы Шарки Психологической школы. Киев, 1894
Новые книги пистории средневековой и древней мысли (за 1889—1894) // Киевские Университетские Известия. 1895. № 6, № 11
Старые поэты в новых русских переводах. Данте, Боккаччо, Ариосто, Сервантес, Байрон. Критический очерк с точки зрения учения поэзии как выражении вселенскоглогоса. Киев, 1895
Обзор трудов пгреческой философии за 1892—1896 гг. Киев, 1896
Обзор философской литературы за последние годы. Киев, 1898
Чттакое философия и чтона может и чегне может дать? Киев, 1899
Предсмертные мысли XIX века вФранции. Очерк миропонимания современной Франции пеё крупнейшим литературным произведениям. Киев, 1901
Новейшие попытки философскогсинтеза на научной почве // Киевские Университетские Известия. 1901. № 11
Чтнужнчитать, чтобы заниматься философией? Киев, 1902
Введение в философию. Киев, 1907
Пособие пистории новой философии. Лекции. Киев, 1914
Руководствк изучению философии. Киев, 1916
Философия в её существе, значении и истории: В 2 т. Киев, 1918–1919

.

Читать далее

Книги