Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Об авторе:

Родился 16 декабря 1866 года, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского — представителя старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - троюродным братом известного психиатра В. Х. Кандинского.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе. Там окончил 3-ю гимназию, а также получил в театрально-художественном училище художественное и музыкальное образование. В 1885-1893-е (с перерывом в 1889-1891 годы) учился на юридическом факультете Московского университета; на кафедре политической экономии и статистики его руководителем был профессор А. И. Чупров. В 1889 году прервал учёбу по состоянию здоровья и с мая по июль был в этнографической экспедиции по северным уездам Вологодской губернии.
В августе 1892 года окончил университетский курс с дипломом первой степени и по рекомендации А. И. Чупрова был оставлен на два года для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации». Незадолго до этого женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякиной. В 1895-1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», в Москве.
Карьеру художника выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году (и в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена»). В ноябре 1895 года написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идёт время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадёжная любовь к живописи». В 1896 году отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи.
Вошёл в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Верёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Верёвкиной.
С 1897 года обучался живописи в частной студии Антона Ажбе, однако два года, проведённые там, не принесли ему удовлетворения.
В 1898 году участвовал в выставках одесского Товарищества южнорусских художников. В октябре 1898 года выставлялся впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе - это была картина «Одесса. Порт.» и пара этюдов, написанных несколькими годами раннее.
В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года. С 1900 года много путешествовал, посетил Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывал в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу (Münchner Malschule Phalanx), в которой преподавал.
Летом художественная школа выезжала в немецкий городок Калльмюнц в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Здесь в 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриеле Мюнтер, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены.
В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «Нового мюнхенского художественного объединения». Вместе с представителями объединения принял участие в двух интернациональных «Салонах» Издебского, организованных в ряде городов России в период с декабря 1910 по май 1911 года.
В 1910 и 1912 годах участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы вырабатывал новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги Мыслеформы написал в 1911 году знаменитый трактат «О духовном в искусстве», перешел от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1911 году организовал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Пауль Клее.
Тогда же прошла его первая персональная выставка.
После начала Первой мировой войны расстался с Габриеле Мюнтер и вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. В феврале 1917-го вступил в брак с Ниной Николаевной Андреевской.
После революции 1917 года активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918-1919 годы был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921-м — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство». Также был избран вице-президентом РАХН.
В декабре 1921 года для организации отделения РАХН выехал в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году принял французское гражданство.
Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, под Парижем.

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия
Книги автора

Василий Кандинский. О духовном в искусстве. (1910)
В. В. Кандинский (текст художника). (1918)
Über das Geistige in der Kunst. (1912, на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911-январь 1912)
Василий Кандинский Ступени: Текст художника. (1918)
Кандинский В. В. К реформе художественной школы / Рос. Акад. худож. наук. (1923)
Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier / Kandinsky; Éd. établie et pres. par Philippe Sers; Trad. de l’allemand par Nicole Debrand; Trad. du russe par Bernadette du Crest. (1989)
Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. (1926, на рус. яз. в кн.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - 2005, перевод с немецкого Елены Козиной)
Василий Кандинский / (ред. Ирина Тумакова и Марина Филлипова; пер. с англ. Алла Анохина). (2005)
Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. (2001)
Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 года (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным)
Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. Изд. 2-е, испр. и доп. (2008)
Кандинский В. В. Звуки: альбом стихов и гравюр: пер. с нем. (2016)

Читать далее

Книги