Ясперс Карл
Карл Теодор Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, психолог и психиатр. Один из основных представителей экзистенциализма.
Краткая биография:
Родился 23 февраля 1883 года в Ольденбурге. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии занимал должность директора банка.
С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на решение об изучении права в университете. Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 году поменял специализацию, занявшись изучением медицины.
В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909-м получил степень доктора медицины. В 1909-1915 годах работал в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин.
Ясперс не был удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и поставил себе задачу по улучшению психиатрического подхода.
В 1913 году защитил докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 году). Получив степень доктора психологии, сразу после защиты получил временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность стала постоянной и он никогда больше не возвращался к практике в клинике.
В 1919 году издал «Психологию мировоззрений», которая затрагивает уже философские проблемы и принесла автору широкую известность. Два года спустя сталя профессором философии в Гейдельбергском университете, где сменил в этой должности Г. Майера.
В Гейдельберге общался с Максом Вебером и его группой, куда входили Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач.
Под влиянием Вебера скложились его политические взгляды - либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса стало желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта.
Ещё большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку был женат на (крещёной) еврейке Гертруде Майер. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.
В 1937 году Ясперс был лишён звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. Долгие восемь лет продолжал работать - писал «в стол».
В 1945 году оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замешаны в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни немецкого общества. Возвратился к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947-го - в Базельском университете. В 1948 году, символически демонстрируя отвращение к сохранению пагубных политических взглядов в Германии (ФРГ), отказался от своего немецкого гражданства и, заранее переехав через границу в Базельский университет, стал гражданином Швейцарии. В это время опубликованы работы: «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Наше будущее и Гёте» (1947), «Истоки истории и её цель» (1948), «Философская вера» (1948), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962).
В 1959 году Карл Ясперс стал лауреатом премии Эразма.
В 1964-м был удостоен ордена «За заслуги», вручаемого гражданским лицам, - Pour le mérite für Wissenschaften und Künste.
Умер в Базеле 26 февраля 1969 года.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Ясперс К. Введение в философию. (2000)Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. (2000)
Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. (1999)
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1—2. (1991)
Ясперс К. Ницше и христианство. (1994)
Ясперс К. Общая психопатология. (1997)
Ясперс К. Смысл и назначение истории. (1991)
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. Т. 1—2. (1996)
Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина. (1999)