Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Кузьма (Козьма) Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) - российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Об авторе:

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 5 ноября 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895-1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897). В 1905-м окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908).
В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций.
Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 - в Пушкине. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911 (обе работы – в Русском музее, Петербург)).
Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) - простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).
В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступал как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяли и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета - в Третьяковской галерее). Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) - на тему «уплотнения бывших буржуев» - как сатира на новый быт. Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период.
Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) - своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).
Умер в Ленинграде 15 февраля 1939 года.

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия
Книги автора

Поездка в Африку // «На рассвете», вып. 1. (путевые очерки). (1910)
Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землёй и на земле Архивная копия от 14 августа 2021 на Wayback Machine. (1914, фантастическая повесть для детей c иллюстрациями автора)
Самаркандия. Из путевых набросков 1921 г. (1923, с иллюстрациями автора)
Хлыновск. Моя повесть. (1930, с иллюстрациями автора)
Пространство Эвклида. Моя повесть. (1932, с иллюстрациями автора)
«Жертвенные», пьеса. (1902-1905)
«Звенящий остров», пьеса. (1902)

Читать далее

Книги