Виппер Роберт Юрьевич
Краткая биография:
Родился 14 июля 1859 года в Москве, в семье московского учителя, обрусевшего немца Юрия (Георгия) Францевича Виппера и его супруги Шарлотты Георгиевны, урождённой Фуртвенглер.
После домашней подготовки поступил сразу же в 3-й класс классической гимназии при Лазаревском институте. Гимназию окончил с золотой медалью в 1876 году - в аттестате особо было отмечено: «любознательность к древним языкам, математике и истории замечательная».
В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со званием кандидата истории; учителями Виппера были В. И. Герье и В. О. Ключевский. На первом и втором курсах университета получал стипендию имени Н. В. Гоголя.
После окончания университета начал преподавать в женской гимназии С. А. Арсеньевой (1880-1895), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1894) и в училище ордена Св. Екатерины. Позже читал курсы истории в Николаевском сиротском институте, частной гимназии первого разряда Пуссель на Покровке; преподавал историю культуры в Училище изящных искусств А. О. Гунста.
Во второй половине 1880-х женился на Анастасии Васильевне Ахрамович.
В 1885-1886 годах при материальной поддержке семьи занимался в университетах Берлина, Мюнхена, Вены, Парижа. В 1887 году сдал магистерские экзамены. Только в мае 1894-го защитил магистерскую диссертацию «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (написанную на основе двухлетней работы в женевских архивах). Научная работа, написанная на 686 страницах, была настолько высокого уровня, что Виппер получил за неё сразу степень доктора всеобщей истории, был отмечен премией С. М. Соловьёва (стипендия размером в 1000 рублей) и назначен на кафедру всеобщей истории в Новороссийском университете в Одессе.
С ноября 1897 года - приват-доцент, с августа 1899-го - экстраординарный, а с 1901-го по 1922-й - ординарный профессор Московского университета, где читал до 1922 года курсы по истории античного мира. С 1916 года - заслуженный профессор Московского университета.
С января 1910 года - действительный статский советник. Был награждён орденами Российской империи: Св. Станислава 2-й ст. (1901), Св. Анны 2-й ст. (1904), Св. Владимира 4-й ст. (1907).
После Октябрьской революции большевики вспомнили о киевском деле Бейлиса, в котором принимал участие брат Р. Ю. Виппера, Отто Юрьевич; в апреле 1919 года он был арестован и осуждён. Несмотря на критичный настрой в отношении новой власти, Виппер не был включён в список пассажиров «философского парохода». Однако, после опубликования в 1922 году его брошюры «Возникновение христианства» был подвергнут критике Лениным - в журнале «Под знаменем марксизма» была напечатана статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», где Виппер был объявлен сторонником «теоретико-познавательного критицизма», связанного с достижениями экспериментальной психологии (эмпириокритицизм). Объясняя появление «контрреволюционных» публикаций историка неопытностью тогдашних работников газет (в частности газеты «Утро России»), Ленин указывал, что профессоров и писателей, которые для воспитания масс «годятся не больше чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста», революционный пролетариат «вежливо выпроводил» бы из страны. Ещё до появления этой статьи Виппер искал пути покинуть Россию и в августе 1922 года подал заявление в Совет Высшей школы Латвии и в сентябре 1924-го на заседании факультета филологии и философии был избран до июля 1925 года на должность внештатного профессора по истории Нового времени. Сразу же вместе с сыном, Борисом Робертовичем, получившим предложение из Латвийской Академии художеств, переехал в Латвию и в октябре прочёл вступительную лекцию «История и современность».
Некоторые работы учёного, воспринимавшиеся как политически и идеологически нейтральные, продолжали публиковаться у него на родине; в частности, в 1922-1923 годах был дважды переиздан его «Краткий учебник истории Средних веков». Только осенью 1929 года Виппер сменил гражданство на латвийское. Лекции читал на русском языке. В июне 1932 года профессору Випперу продлили на пять лет чтение лекций и руководство кафедрой, хотя по уставу университета по возрасту он уже не имел на это право. В 1936 году был создан Институт истории Латвии, в состав которого был включён Р. Ю. Виппер.
После того, как Латвия в 1940 году вошла в состав СССР, несмотря на свой почтенный возраст, Виппер стал профессором Московского института философии, литературы и истории, а также в 1941-1950 годах работал в МГУ (кроме 1941-1943 годов, когда преподавал в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте). В 1943-м был избран в Академию наук СССР, работал старшим научным сотрудником Института истории АН СССР.
Умер 30 декабря 1954 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Виппер, Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. (1894)
Виппер, Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. (1913)
Виппер, Р. Ю. Очерки истории Римской империи. (1908)
Виппер, Р. Ю. Древний Восток и Эгейская культура. (1913)
Виппер, Р. Ю. История Греции в классическую эпоху. (1916)
Виппер, Р. Ю. Возникновение христианства. (1918)
Виппер, Р. Ю. Иван Грозный. (1944)
Виппер, Р. Ю. История средних веков. Курс лекций. (1996)
Виппер, Р. Ю. История Нового времени. Учебное пособие. (1997)
Виппер, Р. Ю. Возникновение христианской литературы. (1946)
Виппер, Р. Ю. Рим и раннее христианство. (1954)
Виппер, Р. Ю. Цельс - обличитель христианства. (1950)
Виппер, Р. Ю. Четыре века европейской истории 1500-1923. (1924)